– А вот некоторые говорят, что мы толстые, – заметил я.
– Это благословение, – сказал монах, сдержанно улыбнувшись. – На Востоке погладить живот такого человека считается приобщением к богатству.
Я вспомнил, как в Ханое встречные велосипедисты одобрительно хлопали меня по пузу. Оказывается, приобщались. Но все равно приятно. Заметим кстати, что в визуальном диагнозе монах не ошибся и никаких несуществующих проблем, которые так любит отыскивать платная медицина, у нас не отыскал.
Снимать нельзя!
…В конце концов разрешение было получено. Нельзя было только фотографировать – но это обычная мера: в мавзолее, я помню, тоже нельзя. По всей Бурятии широко распространяется видеофильм о тайне ламы Итигэлова, и там его можно рассмотреть подробно, а у меня на это было всего две минуты, и то сквозь стеклянную витрину.
Скажу честно: чувствовал я себя значительно более неловко, чем при посещении мавзолея. Там ты по крайней мере уверен, что перед тобой мертвое тело: ты на Ленина смотришь, а он на тебя – нет. Хотя Вознесенский и написал: «Мы входим в мавзолей, как в кабинет рентгеновский, и Ленин, как рентген, просвечивает нас». Когда вы входите к 156-летнему Итигэлову, вы отнюдь не можете быть уверены, что он не входит с вами в контакт. И непонятно, кто на кого смотрит.
Это не мумия…
Можно сказать со стопроцентной уверенностью: мумия выглядит иначе. У ламы кожа не пергаментная, а обычная старческая. Лицо вполне сохранно. Выражение его я определил бы как сосредоточенное и бесконечно сострадательное. Впрочем, возможно, это из-за бровей, которые у ламы слегка «домиком». Нижней части лица не видно, она закрыта одеянием. Ламу переодевают раз в месяц.
Разговоры о том, что лама меняет выражение лица, скорее всего не соответствуют действительности. Психологический закон: если долго всматриваться в чье-то лицо, оно непременно начнет тебе либо улыбаться, либо подмигивать. Почти уверен, что, если долго смотреть на Ленина, тоже покажется, что он шевелится.
…и не кукла
Ламу Итигэлова видели десятки тысяч человек, и почти все они свидетельствуют, что испытали колоссальное просветление. Думаю, что это просветление не столько мистического или религиозного, сколько культурного происхождения: когда перед тобой тайна – неважно, божественная или физиологическая, – тебе свойственно благоговеть, если, конечно, у тебя не совсем отшибло душу. Тем более отчетливо видно: это что угодно, но не кукла. Дело не только в свидетельствах авторитетных ученых и в доверии к буддистам, которым врать вообще несвойственно, но и в ощущении: не кукла, и всё. Видно.
Вот и все, что я могу сказать: никаких ментальных посланий не получил, мимики не наблюдал, ничего, кроме глубокого уважения к очень хорошему человеку, явно удостоенному нетленности за святой образ жизни, не почувствовал.
Вероятно, при сильном прижизненном истощении или после долгого систематического самоизнурения (лама в последние месяцы строго ограничивал себя в еде и почти непрестанно медитировал) возможно дойти до такого состояния, при котором и смерть твоя будет незаметна, и мумифицируешься чуть ли не при жизни, а поскольку охотников практиковать столь строгое воздержание немного, то и случаи такие единичны, хотя сообщениями о нетленных мощах полны анналы христианства.
Как бы там ни было, приходится признать, что лама Итигэлов скорее мертв, чем жив, и нетленными его мощи оказались лишь потому, что при жизни он очистил свое тело до невероятной степени. Что думает на этот счет медицина – не знаю.
Правда, эта версия не объясняет того факта, что у ламы Итигэлова отрастают волосы и ногти, но ни этих ногтей, ни волос я не видел. Результаты исследования, согласно которым клетки ламы Итигэлова ничем не отличались от клеток живого человека, тоже остаются необъяснимыми, но не видел я и этих исследований. Честно говоря, у меня нет надежды, что в ближайшее время тело ламы Итигэлова будет передано ученым для фундаментального исследования, – но я, страшно сказать, и не хочу этого исследования. Как не хочу и того, чтобы Ватикан разрешил детально обследовать Туринскую плащаницу, всю, а не крошечные фрагменты, выданные для радиоуглеродного анализа. Что-нибудь должно остаться необъясненным – и если уж совсем начистоту, думаю, что в нынешнем своем состоянии лама Итигэлов приносит человечеству больше духовной пользы, чем в случае точного и окончательного ответа на все вопросы.
Погружение в сияющую пустоту
Отдельные буддистские духовные авторитеты – а феномен ламы Итигэлова обсуждается в буддистских кругах чрезвычайно широко, на специальных симпозиумах – утверждают, что лама держит свою душу «на привязи» и в любой момент может вернуть ее в тело. Такова одна из распространенных духовных практик, доступная лишь избранным. Погружение в это совершенное состояние достигается абсолютной сосредоточенностью на сияющей пустоте. Находящийся в столь глубоком созерцании умудряется замедлить свой сердечный ритм до одного удара в месяц, а то и реже. Ритмы мозга тоже замедляются. Короче, все это похоже на искусственно вызванную (и, стало быть, могущую в любой момент прерваться) летаргию. На Востоке каких только чудес не бывает…
Есть, правда, и версия, что лама Итигэлов был искусно забальзамирован и теперь извлечен, чтобы привлечь к буддизму неофитов. Однако исследователи, которые видели нетленное тело ламы Итигэлова, не обнаружили ни малейших следов бальзамирующих веществ, ароматических смол и т.д. Конечно, тибетские медики могли достичь небывалого совершенства в искусстве бальзамирования, но сделать его совершенно незаметным – едва ли.
Символ России – человек летаргический
В дацане распространяется брошюра, где сказано, что с извлечением ламы на свет жизнь России (после 2002 года) гармонизировалась. Если честно, аналогия видится мне только в том, что вся страна примерно с этого года действительно впала в летаргию: ногти и волосы у нее еще растут, цены на сырье – тоже, но сама она при этом ни жива, ни мертва. В этом смысле чудо Иволгинского дацана очень своевременно…
В Бурятии практически нет людей, равнодушных к чуду ламы Итигэлова. Он не только привлекает сюда тысячи паломников, но и становится главной реликвией региона и его, страшно сказать, духовным вождем. Я не знаю, действительно ли Итигэлов чудесно завис между жизнью и смертью или мы имеем дело с чудом буддистской науки, которая, кто бы спорил, умеет много гитик. Но для меня совершенно очевидно, что символом Советской России мог быть только мертвый вождь Ленин, и главной добродетелью при нем было стремление к смерти за Родину. Советская Россия была страной не для живых: тут обожали мертвых, на них молились, а всех живущих старались как можно скорее привести в это совершенное состояние…
А символом сегодняшней России – то ли живой, то ли летаргически спящей, то ли забальзамированной неизвестным науке способом – достоин быть нетленный лама Итигэлов, человек летаргический. Россия сегодня тоже сосредоточенно смотрит в сияющую пустоту, оставшуюся на месте всех ценностей.
Эти соображения, как вы понимаете, ничуть не умаляют моего благоговения перед ламой Итигэловым. И сам я горячо верю в то, что однажды он призовет свою душу к себе обратно и скажет что-нибудь такое, от чего проснутся и все остальные…
Автор: Быков Дмитрий
Собеседник