Культ смерти в экстремистском исламе

Современные технологии манипуляции сознанием способны разрушить в человеке знание, полученное в результате реального исторического опыта, и заменить его знанием, искусственно сконструированным «режиссером». 

Искусственно сформированная картина исторической действительности передается отдельным индивидам с помощью книг, лекций, радио и телевидения, прессы, театральных представлений, кинофильмов и т.д. Таким образом строится иллюзорный мир, который воспринимается как настоящий.

В результате всю окружающую действительность человек может воспринимать как неприятный сон, а ту идеологию, которую ему внушает пропаганда, вводя его в транс, воспринимает как реальность. В воображении зрителя генерируется иллюзорная картина мира в идеализированном виде. В соответствии с авторским замыслом, кино может произвольно создавать у зрителя ощущение «справедливости» и моральной правоты тех или иных персонажей, независимо от их действительной роли в истории. При этом пропагандистское влияние на человека происходит скрытно, на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля.

Никакие рациональные контраргументы в этом случае не срабатывают. Д-р Ахмад Наджем Мухи ад-Дин, палестинский психолог, опубликовал статью в лондонской газете «Аш-Шарк аль-Аусат», темой которой стало явление терактов-самоубийств. Подобные акции приобрели большую популярность среди мусульманской молодежи, это одно из наиболее опаснейших социальных и психологических явлений. После всестороннего анализа подобных акций, их причин и психологических факторов, занимающих главное место в существовании этого явления, психолог пришел к выводу, что молодых людей, осуществляющих теракты-самоубийства, можно разделить на две категории: к первой принадлежат молодые люди, которые открыто заявляют о своем намерении совершить самопожертвование для достижения политических целей или во имя мести.

Автор называет их группой «людей, готовых к смерти». Ко второй группе он относит людей, находящихся в травматическом состоянии, в котором они постоянно желают смерти. Он их так и называет: «ищущими смерть». Это желание смерти и некоторые другие политические и социальные обстоятельства превращают их в дешевое оружие в руках других людей, политических группировок или движений, использующих это желание больных людей в своих целях.

В зависимости от контингента методы работы исламистских проповедников носят различный характер. В контактах с лицами, имеющими или получающими высшее образование, которые, в принципе, способны к критической оценке радикальной проповеди, применялся метод «Муджадаля» (диспут). При этом собравшиеся свободно высказывают свое мнение. Находящиеся среди них опытные «муджахеды» объясняют преимущества догм «чистого ислама». Слушателя постепенно подводят к тому, чтобы он самостоятельно пришел к пониманию преимуществ радикальных методов борьбы против неверных.

Демонстрируются видеофильмы о подвигах «муджахедов» с кадрами, которые фиксируют убитых неверных, разбитую вражескую технику. Показ сопровождается бравурными арабскими песнями про джихад. Фильмы сняты в различных горячих точках мира с помощью новейшего оборудования. Во время психологической обработки учитывается специфика аудитории. Пропагандисты исходят из того, что одна и та же вещь имеет много сторон. Истинная вера в значительной мере чрезвычайно притягательна некоторыми своими сторонами для людей, даже если они не имеют к ней никакого отношения. И если подать ее именно этими сторонами, то они воспримут все ее части и аспекты.

Брат известного З.Муссауи, недавно приговоренного в США к пожизненному тюремному заключению, так описывает процесс психологической обработки: «Однажды человек полностью меняет свое поведение... Наряду с преподаванием навыков обращения с оружием, муджахед проходит физическую подготовку. Интенсивность физических нагрузок постоянно увеличивается, задания по тактике проведения операций становятся сложнее. При этом по мере увеличения нагрузок инструкторы уменьшают рацион питания. Постепенно молодого человека целенаправленно доводят до психического и физического истощения. Нагрузки продолжают увеличиваться.

Начинается следующий этап. Теперь на молодого человека начинают давить психологически, ему постоянно внушают мысль о том, что “от него ожидали большего”. Молодой человек испытывает чувство вины и замешательства. Инструкторы специально говорят будущему муджахеду, что все те, кто проходил подготовку до него, отлично справлялись со всеми заданиями и нагрузками, и теперь они ведут войну против врагов ислама, “продолжают великое дело джихада”, а он же самый отстающий и подводит всех, именно такие, как он, являются причиной всех неудач исламской “уммы”. Автор пишет, что чаще всего все это заканчивается печально, подобная психологическая обработка приводит к тому, что некоторые молодые люди становятся готовы на все, чтобы оправдать возлагавшиеся на них надежды...».

Одним из важных аспектов подготовки смертников является преодоление того порога, который удерживает человека от самоубийства. Саудовская газета «Аль-Ватан» опубликовала статью лектора факультета арабского языка и литературы Университета короля Сауда Хамзы Каблана аль-Музайни «Культура смерти в наших школах». В ней говорится, что в школах происходит самое настоящее прививание культуры смерти. На уроках религии очень много внимания уделяется рассмотрению вопросов, связанных со смертью человека (демонстрируются видеофильмы с кадрами, показывающими как человек умирает, как его готовят к погребению и т.д.). Это вызывает серьезную обеспокоенность у родителей, которые жалуются, просят пересмотреть расписание, опасаются за психическое состояние детей.

Автор статьи считает, что это начальный этап подготовки человека к смерти, ломается психика молодого человека, он становится более восприимчив к экстремистской идеологии, требующей от человека принесения себя в жертву. Автор делает вывод, что цель подобных психологических методов – подвести человека к мысли, что, «если он рано или поздно все равно умрет, так почему это не сделать раньше, во имя Всевышнего».

Подобные методы пропаганды культа смерти приводят к определенным результатам. Возможно, в последнее время исламисты стали уделять больше внимания методам психологической подготовки смертников вследствие того, что мировое «воинство джихада» осталось практически без военных баз по подготовке боевиков. Подготовка террориста-смертника не требует очень больших затрат, однако наносит значительный урон силам противника. Из 154 арабов, убитых в Ираке за 6 месяцев 2005 г. подавляющее большинство являются гражданами Саудовской Аравии – 94 человек, 16 – сирийцев, 13 – иракцев, 1 – ливанец из Дании, 1 – марокканец из Испании. Все они входили в группировку Абу Мусаба аз-Заркави. 33 человека совершили теракты-самоубийства (из них 23 саудовца), унеся жизни 120 американских солдат и около 1000 иракцев.


Юсуф аль-Аири, бывший лидер «Аль-Каиды» в Саудовской Аравии, телохранитель бен Ладена, призывает к распространению «военной культуры» среди молодежи с целью заполнения вакуума, созданного врагами ислама. Он говорит, что мусульмане сегодня любят этот мир, ненавидят смерть, отказываются от джихада, Аллах сделал так, что неверные покорили мусульман, унижали ислам, это наказание за то, что мусульмане отказались от джихада. Член «Аль-Каиды» в Саудовской Аравии Иса бен Саид аль-Ошан несколько лет был инструктором в летнем молодежном лагере. В июле 2004 г. в радикальном исламистском журнале «Савт уль-Джихад» было опубликовано «открытое письмо к молодежи»: «Разве вы не понимаете, что враги, которые убивают ваших братьев в Ираке, Афганистане, Палестине, чувствуют себя в безопасности в Саудовской Аравии. Сегодня джихад следует вести, не спрашивая разрешения родителей и заимодателей, так как «сегодня в Багдаде, а завтра в Эр-Рияде».

Мусульманскую молодежь пакистанского происхождения, проходящую обучение в пакистанских учебных заведениях, можно разделить на две категории: во-первых, это те, кого родители отправили на историческую родину, чтобы оградить от западной культуры и западного образа жизни, во-вторых, те, кто желает углубить свои знания по исламской религии. Часть студентов еще до поступления в учебные заведения придерживаются крайне радикальных взглядов. Другие становятся радикалами в процессе обучения. В Пакистане из 11221 религиозных учебных заведения около 20% контролируются радикальными исламистскими группировками, в которых помимо религиозных дисциплин преподается военное дело. Существуют специальные центры, где обучают изготовлению взрывчатых веществ, но эти центры находятся не при мечетях. Недавно президент Пакистана П. Мушарраф объявил о выдворении из страны 1400 студентов.

В Ираке особенно актуальна тема унижения. Широко известны кадры из тюрьмы Абу Грейб. Те, кто совершает теракты-самоубийства, руководствуются зачастую внутренними мотивами – «ответить обидчику, даже если это убьет нас». Они чувствуют, что должны это сделать, это чувство иррационально, оно не учитывает последствий, цель выбирается архаично. Такие операции смертников представляют акции возмездия. Человек не может жить с чувством униженности, не совершив акт возмездия, он никогда не обретет душевный покой.

Существует целая система подготовки террористических актов с использованием смертников.

1. Рекрутеры в различных странах выявляют потенциальных смертников.

2. Проводится анкетирование молодого человека, выясняется, насколько он готов к совершению теракта-самоубийства.

3. Начинается подготовка смертника (основная задача – создать у него ощущение принадлежности к «братьям по оружию», идеям вселенской борьбы против врагов ислама).

4. В процессе обучения, в зависимости от интеллекта, того или иного «шахида» направляют на определенную цель.

5. Поводится видеозапись смертника, где он подтверждает готовность провести акцию самопожертвования и выражает личную преданность бен Ладену.

6. Инструктор сопровождает смертника до места предполагаемого совершения теракта.


Для понимания процесса подготовки смертника также следует исходить из понимания групповой динамики и индивидуальной психологии. Маленькая группа создает определенный тип поведения. Большинство групп по численности не превышают восьми человек, они довольно однородны по составу (возрасту, происхождению, образованию, социальному статусу, даже вкусовым предпочтениям).

Часто группы формируются спонтанно. Тем не менее радикализация требует интеракции с глобальным идеологическим фоном всемирного движения джихада, основными трендами радикального исламизма. В настоящее время процесс радикализации группировки невозможен без Интернета. Интернет – обязательный элемент, необходимый для функционирования радикальной группы. Аль-Васих би-Лла, заместитель аз-Заркауи, говорит, что «Университет «Аль-Каиды» по исследованиям джихада» представляет собой децентрализованный университет без географических границ, находящийся везде. Выпускники этого университета проходят через «факультеты», где они растут идеологически, проходят взрывное дело, обучаются методам медиаджихада, финансового джихада. Университет поможет создать всемирный халифат. В настоящее время насчитывается более 3000 радикальных исламистских сайтов, из них около 70 сайтов можно с уверенностью назвать «виртуальным университетом джихада».

В Мадриде и Лондоне террористы самостоятельно собирали взрывные устройства, используя инструкции из Интернета.


Айман аз-Завахири призывает к нанесению максимального ущерба Западу. В своем труде «Рыцари под знаменем пророка» он пишет, что операции с использованием смертников являются самыми эффективными методами причинения максимального вреда неверным, не требуют больших затрат и потерь.

Те, кто проводит акции самопожертвования, – не безнадежные и нищие, это лучшие из наших людей, они образованные и успешные. Процесс вербовки молодых мусульман в радикальные исламистские организации происходит предельно автономно, более того, молодые люди зачастую не становятся полноценными членами этих организаций. Вследствие того, что в настоящее время огромное количество молодых людей желают участвовать в «джихаде», радикальным исламистским структурам не приходится затрачивать серьезные усилия для вовлечения в свои ряды новых членов. У мирового воинства джихада есть возможность выбирать тех или иных участников в зависимости от характера планируемой операции.

В обычной, без какого-либо «радикального уклона» мечети появляется маленькая группа людей, как правило, связанная дружескими или даже родственными отношениями.



Часто это спонтанный процесс. Убеждения этой группы расходятся с общим идеологическим фоном мечети. Группа радикалов собирается в мечети, вступает в диалог с другими прихожанами, старается отстаивать свои взгляды и убеждения, «пробует себя» на идеологическую прочность. Рано или поздно во время какой-либо дискуссии эта группа вступает в открытую конфронтацию с руководством мечети и остальными прихожанами. Далее члены группы начинают собираться вне стен мечети, происходит процесс персональной радикализации. Здесь возможно несколько сценариев.

Во-первых, группа может самостоятельно провести акцию террора; во-вторых, она может установить контакт с активным участником той или иной радикальной исламистской структуры, который направит их на стратегически «выверенную» цель или поможет в переправке в один из очагов конфликтов. Известный американский исследователь современного исламизма М. Сэйджман пишет, что, если группа будет находиться в изоляции, не найдет возможности для установления контактов с активными членами радикальных исламистских структур, ее «развитие» будет происходить медленно. Поэтому каждый из членов группы старается найти «работодателя».

Американский автор называет это «моделью неструктурированного роста». Та или иная радикальная группа имеет возможность выбирать наиболее грамотных, подготовленных молодых людей, не затрачивая больших усилий на их подготовку, а затем ориентировать их на совершение акции террора с просчитанными последствиями. При этом совершившие теракт могут и не знать определенно, «на кого они работали». Возникают группы, чью деятельность сложно пресечь. Невозможно разрушить структуру, которой, по сути, нет. Акция марокканцев Ахмеда аль-Бакиули и Халила аль-Хасснауи из г. Эйндховена, которые самостоятельно отправились в Кашмир и были убиты индийскими пограничниками, вызвала в радикальных исламистских кругах лишь симпатию.

Архитекторы «всемирного движения джихада» часто не отдают приказы, посредством публикации того или иного послания они опосредованно санкционируют теракт в определенной стране. В декабре 2003 г. была опубликована книга «Джихад в Ираке: надежды и угрозы», призывающая к взрывам в странах Европы, приуроченным к определенным политическим событиям.

Первой целью в марте 2004 г. стал Мадрид. Заместитель имама одной из мечетей Мадрида сообщил в полицию, что группа молодых людей недовольна проповедью и умеренным идеологическим фоном мечети. Во время проповеди члены группировки задавали имаму провокационные вопросы, ссылаясь на эту книгу. Затем участники группировки нерегулярно, обычно по пятницам, стали собираться вместе, стремились отправиться участвовать в войне в Афганистане или Ираке, но решили проводить операции в Марокко и Испании. Именно эта группа и совершила теракт в Мадриде. Когда полиция вышла на след террористов, некоторые из них взорвали себя, двое из членов группы совершили теракты-самоубийства в Ираке в апреле 2005 г.

Криминальное прошлое не препятствует вступлению в радикальные исламистские группировки. Тем, кто имеет опыт подделки документов, мошенничества с кредитными картами, знает торговцев оружием и каналы нелегальной миграции, отдают предпочтение. Джамал Зюгам, один из участников терактов в Мадриде (изготовил взрывные устройства), занимался перепрограммированием украденных мобильных телефонов.

В настоящее время процесс вербовки смертников основывается на формальном принятии в организацию и «психологическом контракте» между сторонами. Постепенно человек вводится в такое состояние, в котором он не чувствует ничего двусмысленного и неопределенного, он испытывает психологический комфорт.

Египетский социолог Худа Закарийя пишет, что человек перенастраивается на новый лад, новая группа заменяет ему семью, старых друзей, то общество, которое ранее окружало его, подрываются устоявшиеся принципы, привычный порядок вещей, мировосприятие. Ценности новой группы внедряются в сознание с помощью «священных принципов», которые не подвергаются никакому сомнению. Самое опасное – подавление личности, самоосмысления, групповые интересы начинают доминировать над личными. Человека подводят к точке, откуда уже нет возврата. Перед тем как совершить теракт, смертник составляет послание. Группа восхваляет его, сопровождая лозунгами, песнями о джихаде, призывами к продолжению подобных акций.

Смертник объясняет причины, побудившие его к проведению акции террора, в которой он знает, что погибнет. Смертник пишет письмо своим близким, друзьям. «Это и есть та черта, перейдя которую смертник не может повернуть обратно, чтобы не потерять уважение своих друзей. Теперь у него одна дорога». Группа выражает личную преданность «Аль-Каиде», принадлежность к «вселенскому движению джихада» и желание пожертвовать собой. Свое обращение группа записывает на видео, которое служит доказательством существования организации, твердости ее намерений. Затем видеообращение распространяется по информационным каналам.



Таким образом, группа работает на опережение, чтобы избежать каких-либо попыток со стороны властей страны преуменьшить или исказить пропагандистский или информационный эффект этих акций, масштабность вселенской борьбы против неверия. Видеообращение также призвано служить средством пропаганды, создавая новые поколения воинов джихада. В процессе подготовки будущих смертников эти обращения будут активно использоваться. Таким образом, заверение в преданности общим идеологическим целям и готовности к самопожертвованию является своего рода «психологическим контрактом», основанным на принципе товарищества и едином эмоциональном фоне участников радикальной группы, с одной стороны, и вселенского движения джихада – с другой.

Сегодня инициатива перешла к молодому поколению исламистов. Новое поколение в связи с ослаблением организационной структуры руководствуется общими задачами «всемирного джихада», общими принципами и идеологическими установками во вселенской борьбе против общего врага. Одно из важных требований исламистских группировок – члены ячейки не должны знать о существовании других групп, не должны обладать большей информацией, чем им необходимо для выполнения операции.

Значительным фактором в трансформации методов вербовки и идеологической подготовки стала война в Ираке. Еще никогда «дальний враг» (США) не был так близко, как в Ираке. Ирак стал главной темой для дискуссий в мусульманской молодежной среде. Вторжение в Ирак рассматривалось как предлог для осуществления замыслов Запада по овладению природными ресурсами. Антиамериканские проповеди в мечетях вызвали широкий резонанс как в мусульманских странах, так и в Европе. Наиболее активно исламисты-радикалы действуют в Великобритании, Германии, Испании, Италии и Нидерландах.



В марте 2003 г. власти Германии арестовали шесть человек, которые посещали мечеть «Ан-Нур» в Берлине. Несмотря на то, что мечеть расположена в районе, населенном преимущественно турками, «Ан-Нур» не пользуется популярностью у турецких иммигрантов. Известную своими радикальными проповедями, «Ан-Нур» часто посещают выходцы из арабских стран. Арестованным было предъявлено обвинение в том, что они занимались вербовкой молодых студентов для совершения акций самопожертвования. Ихсан Гарнауи, тунисец, 32 лет, пять лет провел в Афганистане и имел связи с бен Ладеном. При обыске у него были обнаружены взрывчатые и токсичные вещества, видеоматериалы с изображением некоторых районов Германии с воздуха, паспорта, оружие.

Группировка «Ансар аль-Ислам» и «Аль-Каида» объединили усилия по вербовке добровольцев для войны в Ираке. Аз-Заркауи искал добровольцев на Ближнем Востоке для проведения терактов в Европе. Ячейки «Ансар аль-Ислам» в Италии отправляли смертников в Турцию, Сирию для последующей переправки в Ирак.

Предполагается, что совершившие теракты у отеля «Ар-Рашид», миссии ООН в Багдаде в октябре 2003 г. были смертниками европейского происхождения, завербованными муллой Фуадом из Сирии, который подчинялся аз-Заркави.

В мае 2004 г. итальянские спецслужбы арестовали алжирца Маамари Рашида, нескольких тунисцев – все входили в группировку «Ансар аль-Ислам». Из перехваченных телефонных разговоров стало ясно, что подготовленные 40 человек для переправки в Ирак были готовы совершить акции самопожертвования.

Теракты в Касабланке в мае 2003 г., в Мадриде и Лондоне показывают, что их исполнители не проходили обучения в Афганистане, а были «доморощенными» исламистами-радикалами, занимающимися подготовкой в свободное время. Инструкции по производству взрывчатых веществ террористы получали в Интернете. Однако это не исключает их связи с другими радикальными исламистскими структурами. Примером может служить дело с рицином, раскрытое в Лондоне в 2003 г., в ходе которого были задержаны более 100 человек в Германии, Испании, Италии и Франции.

Акции смертников призваны сеять ужас и провоцировать общественное мнение, чтобы заставить правительство того или иного государства изменить свою политику по определенной проблеме. После взрывов в октябре 2002 г. на Бали бен Ладен выступил с угрозами в адрес австралийского правительства, которое поддерживает политику США. После терактов в Мадриде в марте 2004 г. бен Ладен обвинил испанские власти в том, что они поддерживают США и отправляют свои войска в Ирак. Эти террористические акты призывают граждан европейских государств заставить правительства выводить свои войска, в обмен на что они получают «худну» – временное прекращение боевых действий.

По инициативе бен Ладена была создана компания «Ас-Сахаб», производящая профессиональные видеоклипы, продвигающие «культуру джихада».

Эти клипы передаются предпочтительно западным СМИ, активно используются интернет-каналы. Эксперт в области терроризма М. Рэнсторп говорит, что террористические сети мутируют и адаптируются с большой скоростью.

Вместе с тем в радикальных кругах отношение к акциям смертников неоднозначное. Так, например, по поводу совершения акций самопожертвования шейх Мухаммад Усаймин говорит, что «тот, кто надевает на себя взрывчатку, а затем направляется к неверным и взрывает себя среди них, не является павшим за веру, – это обыкновенное самоубийство, и такой человек после смерти попадает в огонь ада и остается там навсегда. Даже если этот человек убивает себя вместе с десятью или сотнями людей, от этого нет никакой пользы исламу; людей, принявших ислам, от этого больше не станет. Наоборот, враги веры становятся более решительными, это рождает ненависть и злобу в сердцах врагов ислама, а среди мусульман приводит к смуте». Он также не считает шахидами палестинцев, взрывающих себя среди израильтян, так как это не приносит пользы ни исламу, ни мусульманам.

Единственное, что может спасти такого человека от мук ада, так это то, что он, приводя в действие взрывной механизм, основывается на неверных интерпретациях Корана и сунны, ложных «тафсирах». Шейх аль-Албани придерживается аналогичной позиции по поводу свершения подобных акций. «С точки зрения «даава» подобные операции бесперспективны и никогда не приведут к желаемому результату. Скажите молодежи, берегите свои жизни, правильно понимайте ее». Он считает, что молодежь совершает акции самопожертвования из-за ложного понимания ислама.

«Живые бомбы» – это единственный способ в настоящее время заставить трепетать Запад. Это то оружие сдерживания, перед которым Запад уязвим, живые бомбы могут взрываться в определенном месте и в назначенное время», – именно так заканчивает свою статью «Раскрытие сущности акций террора с использованием самоубийств» Яхья Фиргал.

Здесь необходимо добавить, что теракты с использованием смертников обладают мощным разрушительным эффектом, при том что подготовка смертника не требует больших затрат и необходимости создавать военные базы. Поэтому прививанию культуры смерти радикалы от ислама уделяют особое внимание. Акции смертников, как показали последние события, приводят к смещению правительств, они способны вызвать потрясения на финансовых рынках, парализовать транспортные системы. «Неструктурированный рост» желающих вступать в радикальные исламистские организации, «виртуальные университеты джихада» дают координаторам неисчерпаемые ресурсы для проведения террористических операций.

Различные способы манипуляции сознанием позволяют террористам использовать интеллект хорошо образованных молодых людей и направлять их на самые сложные объекты для нанесения максимального ущерба. Опасным является и то, что «архитекторам» «всемирного воинства джихада» удается путем рекомендаций, памфлетов, книг, через Интернет формировать единую стратегическую линию для совершения акций террора в различных регионах мира (Египет, Ирак, Европа, Нигерия, Афганистан, Саудовская Аравия и т.д.). В свою очередь, руководствуясь общей идеологической линией, нижние звенья, исходя из обстановки, принимают решения о нанесении удара по тому или иному объекту. При этом чаще всего они не получают прямого приказа о совершении теракта.


http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/30-05-06.htm
Автор
Svargaman
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе