Что стоит за объединением российских мусульман? Часть 1:

В раскол и обратно

Смогут ли в скором времени российские мусульмане иметь единое духовное управление? – Похоже, что все к этому идет. Последние события показали, что эти ожидания имеют под собой серьезные основания. Глава ЦДУМ России Талгат Таджуддин предложил организовать Высший координационный совет, сопредседателями которого стали бы лидеры трех централизованных исламских организаций России. Заинтересованность в объединительном процессе продемонстрировал и Кремль.

Предыстория – раскол

В советское время на территории страны существовало только два духовных управления мусульман: ДУМ европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) с центром в Уфе и ДУМ Северного Кавказа (ДУМ СК) с центром в Махачкале. ДУМЕС возглавлял муфтий Талгат Таджуддин, ДУМ СК – Махмуд Геккиев.

Начало Перестройки привело к обострению межнациональных противоречий на Кавказе. В 1989 году в результате конфликта между дагестанцами и балкарцем Геккиевым власть в ДУМ СК оккупировали первые, что фактически превратило управление в дагестанское. Не согласившись с таким развитием событий, из ДУМ СК вышел представитель Карачаево-Черкессии Исмаил Бердиев. За ним спустя несколько месяцев последовали главы ДУМ Чечено-Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Только в 1998 году кавказским муфтиям удалось объединиться, создав Координационный центр мусульман Северного Кавказа. А в 2003 году Центр возглавил его нынешний глава муфтий Исмаил Бердиев.

Причины раскола в ДУМЕС были несколько иными. «Вся история борьбы за власть между татарскими муфтиями (включая и одного башкирского), в отличие от северокавказской, сводилась к стремлению сформировать всероссийскую структуру и возглавить всех российских мусульман», — пишет президент исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский. Первый раскол произошел в 1992 году. Тогда, по данным Тульского, из 1028 мусульманских общин с Талгатом Таджуддином осталось примерно 550, а к противникам ушло 450. Причем его нынешний главный оппонент Равиль Гайнутдин выступил в качестве твердого сторонника главы ДУМЕС.

Но спустя два года – в сентябре 1994 г. – Гайнутдин заявил о выходе из подчинения Таджуддину. Он наладил контакты с ранее отпавшими структурами и в июле 1996 года появился Совет муфтиев России, в который вошла довольно большая часть ушедших от Таджуддина духовных управлений. Совет возглавил Равиль Гайнутдин. А в 1998 году произошло их окончательное объединение.

Таким образом, российская умма оказалась фактически расколотой между тремя основными центрами: Центральным духовным управлением мусульман (ЦДУМ) России Талгата Таджуддина, Советом муфтиев России (СМР) Равиля Гайнутдина и Координационным центром мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Причем Гайнутдин и Таджуддин стали непримиримыми врагами.

Неожиданное заявление Талгата Таджуддина

Начало процессу объединения дал глава ЦДУМ России муфтий Талгат Таджуддин. В конце ноября накануне праздника жертвоприношения он неожиданно призвал объединить все духовные управления российских мусульман в одно. Об объединении Таджуддин говорил и в проповеди в день праздника, которая транслировалась «Первым каналом» на всю страну. В довершение всего муфтий написал письмо президенту Дмитрию Медведеву, в котором попросил его поддержать объединительные процессы мусульман.

В начале декабря к Талгату Таджуддину в Уфу приехали представители двух других исламских структур, чтобы ознакомиться с инициативами главы ЦДУМ. Как сообщает уфимская религиозно-просветительская газета «Рисэлэт», на встрече Талгат Таджуддин озвучил свое предложение по объединению и зачитал письмо президенту. После дискуссии было решено начать организацию единой мусульманской структуры.

Но уже первые шаги в этом направлении показали, что стороны по-разному смотрят на новую структуру. Сам Таджуддин представил вариант организации управления, в котором власть бы делилась на шесть ветвей. Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин в середине декабря предложил сформировать новое управление по образцу съезда мусульман Татарстана 1998 года. Петербургский муфтий Джафар Пончаев предположил, что организации объединятся вокруг ЦДУМ России.

«Очевидно, что будущую централизованную исламскую организацию муфтии в Москве, Уфе, Казани, Карачаевске и Грозном видят каждый по-своему, – констатировала в конце декабря «НГ-Религии». – Для того чтобы конкурирующим между собой исламским организациям даже не объединиться, а хотя бы сесть за один стол для принятия по-настоящему действенных решений, необходим независимый арбитр. Этим независимым авторитетом, свободным от региональных и национальных интересов, может быть только федеральная власть». Процесс приостановился. Участникам необходимо было осмыслить, выпавшую на их долю возможность.

Процесс пошел

Работа возобновилась спустя полтора месяца: 2 февраля в Москве состоялось заседание Рабочей группы с участием руководителей ведущих исламских организаций России. Спустя несколько дней информагентство «Интерфакс» сообщило о создании Высшего координационного совета мусульман России. Высший совет предполагалось создавать без образования юридического лица. Инициатива вновь исходила от Талгата Таджуддина. По мнению главы ЦДУМ, координировать деятельность нового Совета должны Гайнутдин, Бердиев и он сам. Глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев в интервью «Интерфакс» назвал предложение Таджуддина «наиболее разумным и приемлемым вариантом объединения».

Инициативу главы ЦДУМ поддержали и в Кремле. Главный советник Управления президента РФ по внутренней политике Алексей Гришин, курирующий в администрации президента исламское направление, сказал, что «такая форма позволит решать важнейшие вопросы мусульманского сообщества на основе консенсуса, принимать совместные заявления и фетвы, организовывать эффективное взаимодействие с государством».

В то же время Равиль Гайнутдин дал понять, что идея Координационного совета ему не нравится. «Мы уже шли по пути создания разных координационных центров, советов – результатов это не дало, мы это проходили и за 20 лет так и не объединились», – заявил он на IV съезде мусульман Татарстана в Казани. Портал «Ислам.ру» отмечает, что Гайнутдин на съезде своим заявлением публично вступил в полемику с Гришиным.

Не обошлось и без провокаций. 17 февраля в Москве собралась новая Рабочая группа, которая, поддержав идею Высшего совета, неожиданно для всех объявила заседание 2 февраля нелегитимным. Возглавил заседание петербургский муфтий Джафар Пончаев, входящий в структуру ЦДУМ России. На встрече также присутствовали и представители СМР и КЦМСК, в том числе муфтий Шафиг Пшихачев (КЦМСК). Эта информация вызвала скандал в мусульманской среде. Джафара Пончаева обвинили в провокации.

Руководство СМР и КЦМСК заявило, что ничего не знает об участии их членов в заседании Рабочей группы 17 февраля. Исмаил Бердиев в интервью порталу «Ислам.ру» заявил: «Я, как председатель КЦМСК, Шафига Пшихачева ни на какое участие в деятельности каких-либо рабочих групп от лица Координационного центра не уполномочивал. У нас была только одна Рабочая группа, которая заседала 2 февраля сего года в резиденции СМР. Ее заседание было официально открыто всеми тремя муфтиями – главой СМР Равилем Гайнутдином, главой ЦДУМ Талгатом Таджуддином и мной».

В любом случае, исламские комментаторы говорят, что процесс объединения уже прошел несколько точек «невозврата» и провокации могут лишь оттянуть, а не свернуть его завершение.

Аналитическая служба Богослов.RU

РЕЛИГИЯ и СМИ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе