Звонарь к самому Рождеству

С 7 по 17 января шумят-гудят весёлые Святки. Православные поздравляют друг друга с Рождеством, дарят подарки, ходят в гости и, конечно же, в храм. А с колоколен льются праздничные звоны.

Всё больше храмов в последнее время обзаводятся собственными колокольнями. Но поставить колокола мало – нужно, чтобы при церкви был свой звонарь, знающий толк в колокольных звонах. Откуда же берутся звонари в наше время, когда, казалось бы, утрачены все традиции в этой области? Как говорят священники, звонаря в каждый храм приводит Сам Господь.

Так, год назад Борисоглебский монастырь удивительным образом обрёл своего звонаря. Бывший житель столицы, а ныне дипломированный звонарь Сергей Башкиров до того, как приехать в сельскую глубинку, 12 лет проработал барменом в различных ночных клубах Моск­вы, потом занимался бизнесом. Что же заставило москвича сбежать от комфорта и безбедного существования и обречь себя на трудности деревенской жизни?

– Поначалу я хотел сделать карьеру в ресторанно-гостиничном бизнесе, но в какой-то момент понял, что это путь тупиковый, ведущий, что называется, «в пучину разврата», – рассказывает Сергей Башкиров, – и решил поискать другой способ заработка.

Кто-то из знакомых рассказал Сергею, что неплохой бизнес можно сделать в Индии, в штате Гоа, куда в конце девяностых ринулись российские бизнесмены. И бармен решил попытать удачу.

– Всё бы ничего, но почему-то я панически боялся перелёта, – вспоминает Сергей, – чем ближе становился день отлёта, тем больше на меня нападала паника. Своими страхами я поделился с сестрой Еленой, которая в то время уже ходила в храм. Она посоветовала мне сходить в монастырь на Петровке. Пошутила: уж если что и случится, хотя бы очистишь душу от грехов.

За день до отлёта Сергей отправился на исповедь. Выложил батюшке все свои грехи и почувствовал неимоверное облегчение, вспоминает он свои ощущения.

– Вышел я из храма после исповеди, и тут начали звонить колокола, этот звон произвёл на меня совершенно потрясающее впечатление, просто перевернул всего. Видимо, с того момента и началось преображение моей души, – рассказывает Сергей.

Сергей благополучно долетел до Индии, нашёл там почву для хорошего бизнеса, стал возить в Москву мебель ручной работы из древесины грецкого ореха. Живя в Индии и наблюдая за нравами и обычаями местных народностей, Сергей начал задумываться о разнице в традициях, обычаях, культуре. Так, через сравнение двух культур и их религиозных основ Сергей пришёл к необходимости привести в порядок свой собственный духовно-нравственный мир.

– Возможно, во мне заговорили гены, – улыбается он, – по отцовской линии у нас в роду были люди верующие, кто-то из прапрадедушек, говорят, даже был церковным старостой. Я опять отправился в тот же монастырь на Петровке, к отцу Борису, который принимал мою первую исповедь. Сказал, что хочу послужить Церкви. Батюшка отправил меня к игумену Иоанну в Борисоглебский монастырь.

Так 4 года назад Сергей впервые оказался на борисоглебской земле, стал трудиться на монастырских послушаниях. Но потом пришлось снова ехать в Индию по делам бизнеса.

– Помню, было это после Рождества, звоню из Индии домой, а мама говорит: «Тебе письмо пришло из Борисоглебского монастыря», – вспоминает Сергей. – Там было поздравление с Рождеством от игумена. Мама стала читать письмо, и тут я понял, что ни в какую Москву я больше не вернусь, что плевать я хотел на все эти деньги и бизнес, что моё место там, в Борисоглебе.

Сергей купил участок земли в селе Андреевском и начал строить дом. Как раз в то время были привезены в монастырь новые колокола, и Сергей часто поднимался на звонницу, чтобы послушать, как звонит монастырский послушник Димитрий. Димитрий посоветовал пойти учиться в Ярослав­скую школу звонарей, которая как раз в то время делала набор. Сергей подошёл к игумену, попросил рекомендательное письмо, а получив его, отправился в Ярославль.

Как оказалось, чтобы научиться звонить, нужно пройти много церковных дисциплин. Колокольный звон – это не просто красивое музыкальное оформление, а часть службы.

– Самым сложным для меня оказалось выучить церковно-славянский язык, – вспоминает Сергей, – мне казалось, что это какие-то марсианские письмена, которые я никогда не научусь разбирать, но постепенно начал вникать в смысл церковных текстов, научился читать Псалтырь, стал понимать значение и порядок служб.

В школе звонарей преподавали именитые мастера: это Николай Иванович Завьялов – старший звонарь Сретенского монастыря в Москве, Валерий Михайлович Гаранин – звонарь Спасо-Ефимьевского монастыря города Суздаля. Из ярославцев занятия вели проректор Ярославской духовной семинарии игумен Савва, старший звонарь Ярославской епархии Владимир Дегтярёв, старший звонарь Спасо-Преображенского монастыря города Рыбинска Александр Михайлов, регент церковного хора Людмила Зуммер. Вообще преподавателей в школе столько же, сколько учеников в одном наборе – 12. Набор школа делает два раза в год – осенний и весенний, так что звонарей стараются выпустить к большим праздникам – Рождеству и Пасхе. Сергей учился в осеннем наборе и экзамены сдавал год назад перед самым Рождеством.

Сергей Башкиров вернулся на Борисоглебскую звонницу дипломированным звонарём и уже год совершенствует своё мастерство.

– Каждый звон имеет своё значение и своё место, есть звоны праздничные, есть будничные. Бывают звоны постовые, славословные, погребальные, полиелейные. Есть специальный звон на водосвятный молебен, на приезд архиерея, на крестный ход, – объясняет Сергей.

В Борисоглебском монастыре сейчас 10 колоколов, отлитых на заводе Николая Шувалова. Правда, на территории монастыря, в музее, хранятся 18 старинных колоколов, со­бранных со всего района сотрудником музея Светланой Лапшиной. Многие колокола были спасены от уничтожения, ведь в безбожные времена колокола сбрасывали со звонниц, топили в реках и даже расстреливали. До сих пор на звоннице Андреевского храма села Андреевского-на-Лиге висит колокол с пулевым отверстием. У такого колокола нарушено так называемое «звуковое кольцо», и он уже не сможет звучать как раньше.

По словам Сергея Башкирова, звук старинных колоколов отличается от современных. Он совсем другой – «намоленный». А потому мечта звонаря – вернуть монастырю и борисоглебским храмам старинные колокола.

– Я считаю, что церковный колокол должен быть на звоннице. Ведь это то же самое, что и икона, которая теряет своё значение, если висит в музейных залах. Колокол – это икона в звуке, и его назначение – собирать народ на службу, – рассуждает Сергей.

Спрашиваю Сергея, считает ли он звонарное дело своей профессией или это больше хобби.

– Звонарь – участник богослужения. Мне нравится участвовать в службе, чувствовать, что я тоже вношу свой вклад в святое дело. Но это не главное... Как известно, первым в рай вошёл разбойник. Он был принят туда не за труды и добрые дела, а за искреннее покаяние. Можно служить в алтаре, но при этом душой отстоять далеко от Бога, а можно быть смиренным мирянином и покаянием войти в рай. Конечно, то, чем я занимался раньше и что делаю теперь – это небо и земля, – отвечает Сергей. – Живя здесь, я ощущаю себя счастливым. Как будто вышел из бани, чистым, отмытым от прежней мирской грязи. И вот смотрю на всё, что раньше меня прель­щало: деньги, машины, модные дорогие вещи, и понимаю, что всё это оказалось ненужным, похожим на мыльный пузырь. Да и сама наша жизнь при ближайшем рассмотрении – это тоже мыльный пузырь, который когда-то непременно лопнет. И если мой «пузырь» лопнет здесь, на звоннице, при ударе колокола, значит, надежда меня не покинет...

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе