Золото Второго Спаса

Преображение как алхимия.

В августе целых три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый (Хлебный). Между последним и первым пролегает Успенский пост. Второй (или Яблочный) Спас — Преображение Господне. Праздник приходится на 19 августа, но событие, которое вспоминают в этот день, случилось где-то в феврале месяце, за 40 дней до еврейской Пасхи.

«Воскресение Христа». Маттиас Грюневальд

Церковь перенесла его празднование на август, чтобы развести с Великим постом. Тем не менее во Втором Спасе сохраняется привкус смерти, ибо именно накануне похода на гору Фавор, где случилось преображение, Иисус начинает говорить ученикам, что скоро должен идти в Иерусалим, чтобы пострадать, умереть и воскреснуть.

Вот как событие преображения описано в Евангелии от Матфея: «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. XVII, 1—3 ). Лука добавляет, что речь шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить». Вдруг облако и голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». Конечно, разговоры о смерти ещё в августе несколько преждевременны, но за 40 дней до воскресения — очень даже уместны. Как и само событие преображения. Ведь то тело, которое в момент преображения ученики увидели на горе Фавор, — это то самое тело, в котором их учитель воскреснет. И это особое тело. Иоанн Златоуст потом скажет, что Иисус преобразился, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами».


Александр Иванов

Русское слово «преображение» в греческом Евангелии звучит как «метаморфоза». Что, конечно, сразу заставляет вспомнить Овидия. Но гораздо лучше в этой связи вспомнить алхимию с её трансмутациями. Некоторые думают, что алхимия — это искусство превращения неблагородных металлов в золото. Что ж, людей, занятых производством золота, всегда хватало. Но это профаны. А на деле алхимия — искусство преображения тела. Телесные метаморфозы практиковались всегда и везде. Скажем, китайцы синтезировали пилюли бессмертия прямо в собственном организме, без всяких реторт, необходимых для синтеза медикамента (камня-посредника, или философского). Изготовление мумий в Египте — тоже, конечно, алхимия, подготовка к жизни за гробом. Формы и методы разные, а смысл всё тот же — преображение тела.

Что за тело? Например, во вполне алхимической тибетской «Книге мёртвых» сказано, что человек, умирая, видит ясный свет (если угодно — фаворский). В области этого света надо бы удержаться, но кармические грехи тянут вниз. И люди (исключая самых совершенных) начинают спускаться по лестнице чакр (это движение противоположно восхождению, которое совершают йоги, в том числе и христианские, исихасты). В какой-то момент человек достигает в своём нисхождении области на уровне четвёртой чакры (зона Сидпа Бардо), где он уже имеет тело из тонкой материи, которое будет основой физического тела, когда он снова родится. Вот это тело бардо и увидели ученики на горе Фавор.


Михаил Нестеров

Нет, я, разумеется, не собираюсь никого обращать (обращение — тоже метаморфоза) ни в буддистскую, ни в какую иную веру. Я лишь говорю, что какой-нибудь азиатский мистик или просто обыватель культуры, в которой возможно что-то вроде тибетской «Книги мёртвых», очутившись на горе Фавор в момент, когда там случилось преображение, сказал бы, что вот явилось тело бардо Иисуса. И те двое, которые с ним беседуют, тоже, конечно, оказались там не в физических телах. Они оба явились в тонких телах, хотя один из них настоящий мертвец (Моисей), а второй (Илия) взят живым на небо. Разумеется, наш азиатский мистик вряд ли мог знать имена и подвиги этих людей. Но он вполне бы мог предположить, что это, наверно, какие-то местные демоны, культурные герои, хранители веры в то божественное существо, которое так страшно вещало из облака. И был бы недалёк от истины: Моисей дал евреям закон, а Илия так ревностно охранял этот закон, что за один только день убил 450 жрецов иных богов. Ну и кто он после этого, если не бодхисатва в чине дармапалы, буйного хранителя веры?

Конечно, тот факт, что в момент преображения рядом с Иисусом оказываются никому за пределами Палестины не известные Моисей и Илья, указывает на локальность этого события, ограниченность его рамками иудейской религии. Но с другой стороны, вера в бога Авраама и Иакова впоследствии перешагнула узкие этнические рамки избранного народа и в форме авраамических религий (христианства и ислама) распространилась на полмира. При помощи своего сына Иисуса и своего пророка Мухаммеда бог евреев одержал блистательные победы над другими богами. Силой оружия, денег и тонкого пиара преобразил мир.


Джованни Беллини

Как видим, преображенская алхимия весьма многообразна. Мы даже не всегда догадываемся, что имеем с ней дело, но она пронизывает собой всё наше существование. В частности, литературу. Скажем, доктор Юрий Живаго умер, скорее всего, на Преображение («в конце августа»). Во всяком случае, именно на Преображение он увидел во сне свою смерть («Шестое августа по старому, Преображение Господне»). Смерть стояла среди погоста и смотрела в его умершее лицо. Эта картина достойна любой «Книги мёртвых»: «Был всеми ощутим физически спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий звучал, не тронутый распадом». А звучало там вот что: «Прощай, лазурь преображенская и золото Второго Спаса»... Это стихотворение Пастернака входит в роман «Доктор Живаго», который (роман) представляет собой историю души одного человека и жизни целой страны в период социальных преобразований. Болезненное преображение в реторте революции.

Немного иной вариант преображенской мифологии демонстрирует Михаил Булгаков. Вообще алхимия так или иначе проглядывает в любом его тексте. В «Собачьем сердце», например, профессор Преображенский превращает тело собаки в тело человеческое. В «Роковых яйцах» булгаковского профессора зовут Персиков. И занимается он ещё более поразительным делом: алхимией красного луча, преображающего всё живое. Открытие этого феномена, заметим, было сделано, когда Персиков отвлёкся от микроскопа, чтобы посмотреть на лягушку, которая «была распята на пробковом штативе». С христианской точки зрения это выглядит кощунственно, но если иметь в виду, что наука всегда распинает естество, чтобы выпытать его тайны, получится просто реализм действительной жизни.

Маттиас Грюневальд

Профессор выпытал у естества очень опасную тайну. Дальше его открытие попало в руки тех, кто занят, как сегодня говорят, инновациями. Товарищ Рокк, человек, похожий на Чубайса, хотел повысить яйценоскость, но получилось как всегда. Куриные яйца были перепутаны с яйцами рептилий. И вот уже полчища гадов движутся на Москву. Государство бессильно. Но случается преображенское чудо: «В ночь с 19-го на 20-е августа упал неслыханный, никем из старожилов никогда ещё не отмеченный мороз. Он пришёл и продержался двое суток, достигнув 18 градусов. Остервеневшая Москва заперла все окна, все двери. Только к концу третьих суток поняло население, что мороз спас столицу». Августовский (не февральский) мороз уничтожил гадов.

И нечто подобное произошло в Москве 19 августа 1991 года. Сейчас, правда, уже непонятно, кто там был гадом, а кто — просто так, жертва демократических преобразований. Но тогда дело выглядело однозначно: преображенский путч обернулся уничтожением партийных рептилий, заматеревших под красным лучом профессора Персикова. Это было действительно чудо. А если не верить в чудеса, то придётся предположить, что люди (осторожнее сказать «существа»), которые режиссировали преобразование Советского Союза в то, что имеем сейчас, приурочили это деяние ровно ко Второму Спасу. Даже не знаю, какая версия безумней — мистическая или конспирологическая, но метаморфоза налицо. И должен признаться, мне нравится чувство юмора сделавших это алхимиков. Что мне не нравится, так это результат организованной ими мутации.


Базилика Преображения на горе Фавор

Иисус Христос после своего преображения доживёт ещё до Пасхи, будет распят и воскреснет. Энтузиасты пророчат воскресение и России. Это, конечно, обнадёживает. Но вопрос: нельзя ли в ходе грядущих алхимических экспериментов мирового масштаба как-нибудь обойтись без распятий? Ведь дело касается населения такой большой страны.

Олег Давыдов

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе