Ярославские мученики ХХ века

С Ярославлем связано гораздо больше католиков, чем мы привыкли думать. В тридцатые годы Ярославский изолятор стал местом мучений, а иногда и смерти для многих священников, монахов и верных-мирян. Независимо от того, знакомы ли нам их имена, наверняка многие из них сейчас – наши небесные заступники. Их молитва укрепляет нас на пути к Богу, а их верность дает непоколебимое свидетельство Истине, ради которой стоит жить и за которую не страшно умереть.

Благодаря трудам о. Романа Дзвонковского (http://www.kul.pl/dzwonkowski/martyrologium.html), особо изучавшего судьбы католического духовенства в СССР с 1917 по 1939 гг., а также книге памяти Общества Мемориал (http://www.memo.ru/)  нам известны имена некоторых священников, которые были приговорены к заключению в ярославском политизоляторе «Коровники» на Портовой набережной, 10.

Франциск Андрушевич (1880 - 1938) был выпускником семинарии в Житомире (в которой учился покровитель нашего прихода св. Зигмунт Фелинский). Служил в разных местах на территории нынешней Украины. В 1919-1920 был викарным священником прихода св. Александра в Киеве, который на тот момент насчитывал семнадцать тысяч прихожан. Одновременно священник был катехизатором и преподавал детям Закон Божий. В 1922-1925 был администратором прихода в Фастове. Впервые Франциск Андрушевич был арестован в Киеве в августе 1919 года вместе с другими священниками, но все они были выкуплены за триста тысяч рублей Марией Манковской. Свое освобождение они, однако, связывали скорее с тем, что польская армия присоединилась к генералу Деникину в наступлении на большевиков. Второй раз священника ненадолго арестовали в Фастове 19 июля 1929 года, затем 20 ноября того же года в Белой Церкви после многократных вызовов в ГПУ. 23 марта 1930 года был обвинен в контрреволюционной деятельности, шпионаже и т.п. и осужден на три года лишения свободы, но затем снова был вызван в суд и приговорен к высшей мере наказания, которая была заменена на десять лет лагерных работ и пять лет лишения гражданских прав. Во время следственных действий, которые длились 32 дня практически без перерыва, священник был близок к потере рассудка и подписал признательные показания о том, что организовал в своем приходе шпионскую сеть, которая имела своей целью свержение советской власти. При этом он назвал имена тех, кто якобы был им завербован. Часть из них была арестована и осуждена. Самого Андрушевича сослали в лагерь в Котлас, откуда он был перевезен в Киев, а потом – в политизолятор в Ярославль. В 1932 году был обменян и оказался в Польше. С 1933 года работал в луцкой епархии. Скоропостижно скончался 11 января 1938 года.

Георг Байер младший (1870/71 - 1931), принадлежал к Тираспольской епархии и был выпускником Саратовской семинарии, где и служил викарным священником. Затем работал в других местах Поволжья. 29 апреля 1930 года был арестован вместе с другими священниками из поволжских немцев и обвинен как участник контрреволюционной и националистической организации, которая призывала саботировать постановления советской власти, воспитывала немецкое население в антисоветском духе и подстрекала к бунту. Осужден на три года лагерей. В 1931 году содержался в политизоляторе в Ярославле, дальнейшая судьба неизвестна.

Иосиф Бенецкий (1870 – 1937) родился в Минской губернии. Служил в Волынской губернии, арестован 18 января 1930 года. Содержался в Шепетовской, Харьковской и в Киевской тюрьмах, обвинялся по групповому делу католического духовенства Украины и был приговорен к пяти годам лагерей. 26 мая 1930 года отправлен в Ярославский политизолятор, в 1932 году переведен в Соловецкий лагерь особого назначения. 21 января 1935 года приговорен к 3 годам ссылки в Севкрай. 15 мая 1935 года после многочисленных заявлений в НКВД место ссылки изменено на г. Мариинск Кемеровской области. 27 июля 1937 года арестован снова и приговорен к высшей мере наказания. 5 декабря 1937 года расстрелян. 29 июня 1998 года реабилитирован. 

Станислав Борецкий (1891 – 1938) - уроженец г. Коломея (Галиция). Окончил Житомирскую духовную семинарию, рукоположен в 1916 году, служил настоятелем в г. Халоши Житомирской области, затем был деканом в Бердичеве. 15 января 1930 года арестован по групповому делу католического духовенства Украины и приговорен к 5 годам лагерей. 26 мая 1930 года, так же, как и Иосиф Бенецкий, отправлен в Ярославский политизолятор. В 1931 году переведен на Соловки. В декабре 1934 года вывезен в г. Кемь. В начале 1935 года приговорен к 3 годам ссылки. В мае 1935 года отправлен в Архангельскую область. 23 ноября 1937 года арестован в ссылке. 4 января 1938 года по Постановлению Тройки УНКВД по Архангельской области приговорен по обвинению «в контрреволюционной деятельности» к высшей мере наказания. 13 января 1938 года расстрелян в Архангельской тюрьме. 

Станислав Ганьский-Ганьский (1880 – 1937) родился в Бердичеве. Окончил духовную семинарию. В 1907 году рукоположен в священники, служил в Волынской губернии. Несколько раз был арестован в 1922 году, приговорен к тюремному заключению. 8 октября 1927 года освобожден из тюрьмы по амнистии к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. 26 января 1930 года арестован по групповому делу католического духовенства, был приговорен к 8 годам лагерей и отправлен в Ярославский политизолятор. В 1932 году переведен на Соловки. 25 ноября 1937 года по Постановлению Особой Тройки УНКВД по Ленинградской области осужден к высшей мере наказания, 8 декабря 1937 года расстрелян в Соловецкой тюрьме. 

Роберт Гласснер (1885 – 1942), уроженец Днепропетровской губернии, окончил Саратовскую духовную семинарию, рукоположен в 1908 году. 2 февраля 1930 года арестован по групповому делу немецкого католического духовенства в Поволжье. Содержался в Ярославской тюрьме. 6 июня 1931 года по Постановлению Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам лагерей и отправлен в Карлаг. В 1934 году выслан в г. Самарканд, где работал бухгалтером в районном сельпо. 5 июля 1941 года арестован в г. Самарканде, приговорен к высшей мере наказания, и 10 сентября расстрелян.

Иоанн Дейбнер (1874 - 1936) был членом экзархата русских католиков восточного обряда. Был женат на француженке Мари Пане, работал в Петербурге секретарем премьер-министра Столыпина. В 1899 году тайно принял католичество, а в 1903 был тайно рукоположен в священники митрополитом Андреем Шептицким. В 1921 году Дейбнер обратился к архиепископу Цепляку с просьбой разрешить ему перейти в латинский обряд. С 1923 по 1932 гг. его неоднократно арестовывали. На процессе католиков в 1924 году в Москве был осужден на десять лет заключения как активный участник организации, целью которой было противодействие советской власти. Первоначально Дейбнер был заключен в Бутырской тюрьме и на Лубянке, затем переведен в политизолятор в Суздале, а потом во Владимир (в 1927 году). С июля 1930 года содержался в политизоляторе специального назначения в Ярославле. В октябре 1932 года был освобожден с запретом проживания в двенадцати крупных городах, поселился в Весьегонске Тверской области, где 12 ноября 1936 года был убит при невыясненных обстоятельствах.

Владислав Дворецкий (1874 - 1947) родился на Волыни, учился в Житомирской семинарии, а затем в Духовной Академии в Санкт-Петербурге. Получил ученую степень магистра богословия. Работал на Волыни, в Каменце-Подольском. Впервые арестован в 1922 за «сокрытие церковных ценностей», как «заклятый враг трудящихся» был приговорен к смертной казни вместе с Антонием Недзельским, Вацлавом Шиманским и Ришардом Шишкой. Приговор был заменен на пять лет заключения, но уже на следующий год священник был освобожден, из-за чего и не был отправлен по обмену в Польшу. Впоследствии несколько раз был арестован в Каменце-Подольском, трижды его освобождали под натиском выступлений сотен местных католиков. В четвертый раз, чтобы избежать волнений, власти сказали, что священник якобы умер в заключении. В очередной раз Дворецкий был арестован 6 января 1930 года и обвинен в систематическом противодействии советским властям в области культуры и антисоветской деятельности среди польского населения; священника перевели в киевское ГПУ, где ему были предъявлены обвинения в участии в контрреволюционной деятельности на территории Украины. На основании показаний некоей Анны Лабуко и свящ. Ришарда Шишки, Дворецкого обвинили также в принадлежности к группе священников, которая отговаривала молодежь вступать в комсомол и воспитывала ее в антисоветском духе с помощью таких средств, как проповеди, группы чтения Розария, встречи францисканских терциариев и т.д.  Дворецкому вменялось в вину также участие в тайных собраниях духовенства, которые также имели контрреволюционную окраску. Первоначальный приговор был увеличен до десяти лет трудовых лагерей. В 1930-1936 священник находился в заключении в Каменце-Подольском, Киеве, Бутырках, политизоляторе в Ярославле и лагере Медвежья Гора. К моменту освобождения Дворецкий был инвалидом и не мог самостоятельно передвигаться, кроме этого он был болен болезнью Паркинсона. Он был сослан в Каменец-Подольский, где его стала опекать старушка Юзефа Ольшевская. Сохранилось письмо примасу Польши двух полек, которые в 1937 году выехали из Каменца-Подольского: «Жизнь этого истинного мученика крайне тяжела. Кроме телесных страданий его терзают всевозможные другие. Вечный страх новой ссылки и внезапных визитов, а при этом отсутствие не то что удобств, а самого необходимого для жизни, средств, чтобы заплатить за комнату в самом дряхлом жилище, не говоря уже о каком бы то ни было лечении. Люди, которые и сами доведены до нищеты, или мало могут помочь, или боятся помогать несчастному изгнаннику, который может погибнуть от голода и холода». Власти запрещали Дворецкому нести служение священника, однако до последних дней он тайно исповедовал людей. Точная дата его смерти неизвестна, похоронен священник в Зинковцах. Реабилитирован в 1990 году.


Иосиф Дземян (1888 – 1937) - уроженец Витебской губернии, литовец. Окончил Петербургскую духовную семинарию, рукоположен в 1912 году, служил в Орше и Полоцке. Арестован в 1922 году, провел полгода в Витебской тюрьме. В 1927 году несколько раз арестовывался в Минске, где был викарием епископа Болеслава Слоскана. Осенью 1929 года, после освобождения из тюрьмы, служил в храме св.Екатерины в Ленинграде. 17 июня 1930 года был арестован в Ленинграде и 2 декабря 1931 года приговорен к десяти годам тюремного заключения. Отправлен в Ярославский политизолятор, а 7 марта 1932 года вывезен на Соловки. Арестован на Соловках в 1937 году. 9 октября 1937 года по Постановлению Особой Тройки УНКВД по Ленинградской области приговорен к высшей мере наказания. 3 ноября 1937 года приговор приведен в исполнение в Соловецкой тюрьме. 

Феликс Забусский (1892-1938) окончил Житомирскую духовную семинарию. В 1919 году рукоположен в священники, служил в г. Славуты Киевской области. 25 января 1930 года арестован, затем переведен в Харьковскую тюрьму. 27 июня 1930 года приговорен к 5 годам тюремного заключения и 3 годам поражения в правах. В декабре 1930 года отправлен в Ярославский политизолятор, а в марте 1933 года — на Соловки. В ноябре 1934 года вывезен с Соловков в Кемь, а в июле 1936 года — на ст. Медвежья гора Кировской ж.д. В 1936 году выслан в Архангельскую область. По сведениям Польского посольства, арестован в ссылке в 1937 году. Очевидно, приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. 

Иосиф Змиргодский  (1879 – 1935), уроженец м. Немирово Подольской губернии. В 1902 году окончил Житомирскую духовную семинарию. В 1903 году рукоположен в священники. С 1903 года — викарий храма св.Александра в Киеве, с 1909 года — настоятель храма св.Николая в Киеве. 29 апреля 1919 года здесь арестован, вскоре освобожден. 14 января 1930 года арестован по групповому делу католического духовенства на Украине. 10 мая 1930 года осужден на 7 лет тюремного заключения. 26 мая 1930 года переведен в Ярославский политизолятор, а в 1932 году отправлен на Соловки. Умер в лазарете на Соловках 14 июня 1935 года. 

Иосиф Ибянский (1872 - 1930?) был выпускником Духовной Семинарии в Петербурге. В 1904 году служил в Ярославле, а в 1909-1918 в Вятке. В 1927 году был арестован и сослан на Соловки. По информации епископа Слоскана, который так же находился в то время в Соловецких лагерях, Ибянский вскоре после приезда умер.

Иосиф Карпинский (1888 – 1937) окончил Житомирскую духовную семинарию. В 1913 году рукоположен в священники служил в с. Махновки Киевской области. В 1920 году ушел в Польшу вместе с отступающей польской армией, но по указанию своего епископа нелегально перешел границу и вернулся на Украину. 26 октября 1930 года арестован по групповому делу католического духовенства на Украине, 11 мая 1930 года по Постановлению Тройки Коллегии ОГПУ осужден по ст.ст.54-6 и 10 УК УССР на 10 лет концлагеря. 26 мая 1930 года переведен в Ярославский политизолятор, а в октябре отправлен на Соловки. В январе 1934 года отправлен в Кемь Мурманской ж.д. Арестован в Кеми в 1937 году. 9 октября 1937 года по Постановлению Особой Тройки УНКВД по Ленинградской области осужден к высшей мере наказания. 3 ноября 1937 года приговор приведен в исполнение в Соловецкой тюрьме. 

Станислав Касприковский (1883 - 1937) родился на Волыни. Окончил семинарию в Житомире. До революции был известен своей просветительской и общественной  деятельностью. Открыл пятнадцать школ и поддерживал их. Был арестован 28 января 1930 года и заключен в Киевской тюрьме. Был осужден на семь лет лагерей и заключен в Ярославском политизоляторе в составе группы из тридцати священников с Украины. Находился там до 1933 года. Несмотря на ухудшение здоровья, был отправлен на Соловки, где занимался вырубкой леса. В сентябре 1936 года Касприковского отправили в Мценск Орловской области, где безуспешно пытался найти работу. Снова арестован в 1937 году, дальнейшая судьба неизвестна.

Иосиф Ковальский (1898 – 1937) окончил математический факультет Киевского института народного образования и подпольную семинарию в Киеве. 4 декабря 1928 года в Ленинграде тайно рукоположен епископом Антонием Малецким в священники. С января 1929 года служил как викарный священник в Фастове. 29 мая 1929 года арестован Белоцерковским Окружным отделом ГПУ УССР и осужден на 10 лет концлагеря. 26 мая 1930 года переведен из Киевской тюрьмы в Ярославский политизолятор, 27 сентября 1933 года отправлен на Соловки. Арестован там в 1937 году и расстрелян в Соловецкой тюрьме. 

Иосиф Круммель (1872 – 1937) окончил Житомирскую семинарию, рукоположен в 1899 году. 19 декабря 1929 года арестован в м. Шепетовка Винницкой области. Содержался в тюрьмах Киева и Харькова. Приговорен к 5 годам концлагеря, отправлен в Ярославский политизолятор, а в мае 1933 года вывезен на Соловки. В декабре 1933 года выслан в Среднюю Азию. 28 января 1935 года освобожден. В конце 1935 года арестован в Киевской области. Приговорен к 3 годам ссылки в Севкрай. 13 июля 1937 года арестован в ссылке. 13 сентября того же года приговорен к высшей мере наказания. 25 сентября 1937 года расстрелян в тюрьме Йошкар-Олы. 

Антоний Куровский (1886 – 1937) окончил Житомирскую Духовную Семинарию. В 1910 году рукоположен в священники, служил настоятелем костела в м.Шаровка Подольской области. 5 февраля 1930 года арестован по групповому процессу католического духовенства. Сидел в тюрьмах Проскурова, Харькова, позже отправлен в Киевскую тюрьму. Осужден в мае 1930 года на 5 лет концлагеря и 26 мая переведен в Ярославский политизолятор. Был затребован на обмен с Польшей, но в сентябре 1932 года отправлен на Соловки. 5 февраля 1935 года выслан на 3 года в Архангельскую область. Его последнее письмо из Архангельска в Польский Красный Крест датировано 5 апрелем 1937 года. По сведениям Польского посольства арестован во второй половине 1937 года в Архангельске. Очевидно, расстрелян. 

Ян Левинский (1871 - 1952). Родился в Каменце Подольском, окончил классическую гимназию. Был выпускником Житомирской Семинарии, с 1893 года работал катехизатором в Виннице. 16 мая 1920, во время наступления польских войск, в храм зашел Иосиф Пилсудский, и за него была отслужена служба. Когда стали наступать большевики, Левинский поддался уговорам и уехал в Польшу. На следующий год, однако, он тайно вернулся в Винницу.  За отказ предоставить инвентарные книги прихода 5 мая 1922 года был приговорен к исправительным работам и лишению свободы на четыре месяца. После этого священника снова уговорили поехать в Польшу, но, как и в прошлый раз, уже через пару недель он вернулся в свой приход в Виннице. В 1929 году он был арестован снова и отпущен на свободу через четыре месяца. 18 января 1930 года его задержали и отправили в тюрьму в Белой Церкви. На процессе 32 католиков-поляков и нескольких священников с Украины он был приговорен к расстрелу, который заменили на десять лет лагерей и 5 лет лишения гражданских прав. В группе десяти священников его по ошибке отправили в Котлас, но затем всю группу сразу перевели в Ярославский политизолятор. 18 января 1931 был обменян на советских разведчиков. Служил в Польше, скончался в Лодзи 27 мая 1952 года.

Адам Лисовский (1883 - 1929) учился в Петербургской Семинарии и Академии, получил степень магистра богословия. Служил в Минске, затем в Харьковской губернии. В 1912-1914 работал катехизатором в Москве. В 1921 был назначен генеральным викарием той части Белоруссии, которая оказалась в составе СССР. В начале 1922 года был администратором кафедрального собора в Минске и деканом. Арестован по делу об изъятии церковных ценностей, обвинен в работе над созданием христианской демократической партии, провокации масс верующих против советской власти. Был предан суду вместе со свящ. Яном Василевским и Михаилом Томашевским. Приговорен к расстрелу, который был заменен на пять лет заключения и каторжных работ. Отбывал срок в Минске, Москве и Ярославле. 28 апреля 1924 года был обменян и оказался в Польше. Умер в Варшаве.

Петр Мадера (1889 – 1937) - уроженец Подольской губернии, окончил Житомирскую духовную семинарию. В 1915 году рукоположен в священники, служил под Киевом. Арестован в 1929 году; 19 января 1930 года ему было предъявлено обвинение в «контрреволюционной работе в интересах Польши, создании кружка «Ружанец» (Розарий) и укрывательстве агента польской разведки». Осужден на 10 лет. Был направлен в Ярославский политизолятор в группе тридцати священников с Украины. В июле 1933 года отправлен на Соловки. Сохранилось его письмо бывшему органисту, в котором священник просит прислать ему Евангелие и бревиарий. В 1937 году Мадера был арестован  1937 году и расстрелян.

Антоний Матушевич (1886 - 1936) был выпускником Житомирской семинарии. Окончил Петербургскую Духовную Академию. Был арестован в 1930 году и содержался в политизоляторе в Ярославле в группе 30 священников с Украины, затем отправлен на Соловки, где умер от туберкулеза в 1936 году.

Иосиф Миодушевский (1880 – 1937), уроженец Подольской губернии. Окончил Житомирскую духовную семинарию. В 1904 году рукоположен в священники, служил в Проскурове. 15 января 1930 года арестован по групповому делу католического духовенства и отправлен в Харьковскую, а позже - в Киевскую тюрьму. 27 июня 1930 года приговорен к высшей мере с заменой на 10 лет концлагеря. В ноябре 1930 года переведен в Ярославский политизолятор. В мае 1933 года отправлен на Соловки. Арестован на Соловках в 1937 году. 25 ноября 1937 года по Постановлению Особой Тройки УНКВД по Ленинградской области приговорен к расстрелу. 8 декабря 1937 года приговор приведен в исполнение в Соловецкой тюрьме. 

Казимир Наскренцкий (1878 - 1950) родился в Житомире в семье врача. Учился медицине в Киеве, окончил семинарию в Житомире. Благодаря успехам в учебе был направлен в Духовную Академию в Петербурге, но вскоре отказался от обучения из-за проблем со здоровьем. В 1905-1907 работал викарным священником в кафедральном соборе Житомира и катехизатором в гимназии. В 1912 году стал викарным, а затем и настоятелем храма св. Александра и администратором храма св. Игнатия в Киеве. Параллельно преподавал Закон Божий. В 1920-1925 был киевским деканом и снова служил в храме св. Александра. В 1926 был назначен генеральным викарием апостольского администратора Житомирской епархии. После ареста администратора получил назначение на его пост. В 1927 году написал декларацию, адресованную ВУЦИК в Харькове, а ее копию отправил в Варшаву, предполагая, что первоначальный текст может быть изменен большевиками. ГПУ полностью переделало текст декларации и в искаженном виде опубликовало ее в украинской газете «Висти», а также в центральных изданиях - «Правде» и «Известиях». Текст компрометировал католическое духовенств Украины, поскольку сообщал о якобы ведущейся антисоветской работе и сотрудничестве с иностранной разведкой. О подделке Наскренцкий сообщил апостольскому администратору в Москве, епископу Пию Евгению Невё. Сама декларация была использована против священника, его многократно вызывали в ГПУ, а в доме проводили обыск. 25 июля 1929 года арестовали шесть прихожанок его храма по обвинению в принадлежности к терциариям. Сам священник также был арестован и заключен в тюрьму в Харькове. За десять месяцев следствия его допрашивали семьдесят раз и пытались выбить признания. В ходе допросов священник сказал лишь, что всегда говорил будущим священникам, что советская власть применяет репрессии, и предупреждал их о том, что их самих могут арестовать. Наскренцкий был приговорен к смертной казни с заменой на десять лет лагерей. Его по ошибке перевезли в Котлас, затем отправили в политизолятор в Ярославль, где он находился в заключении с ноября 1930 года до сентября 1932 года. Благодаря обмену заключенными 15 сентября 1932 года оказался в Польше вместе с другими 17 священниками и продолжил служение. В 1949 году в Плудах под Варшавой  стал капелланом Сестер Семьи Марии, основанной св. Зигмунтом Фелинским, а затем капелланом Сестер-Бенедиктинок миссионерок в Квидзине, где и скончался 4 мая 1950 года.  

Донат Новицкий (1893 - 1971) родился в Петербурге (или Орше), учился в Кадетском корпусе, возможно, также и в Петербургском Университете, затем в семинарии. В 1917 году женился на Анатолии Буффал, католичке из-под Динабурга, выпускнице физико-математического факультета Высших Женских Курсов. Новицкий был арестован ОГПУ в ноябре 1923 года вместе с другими 46 католиками восточного обряда. Был в заключении на Лубянке и в Бутырке. Новицкому и его товарищам было предъявлено обвинение в контактах с международной буржуазией, сборе и передаче информации за границу, продолжении деятельности Цепляка, Будкевича и Федорова, с которыми они были тесно связаны, распространении писем Папы Римского в защиту Цепляка, в которых Россию он называл «черной тучей», организацию нелегальных кружков и школ. Новицкий провел семнадцать месяцев в Орловском изоляторе, затем был отправлен на Соловки. Там 5 сентября 1928 года был тайно рукоположен в диаконы, а через два дня – в священники епископом Болеславом Слосканом. С 11 июля 1929 больше трех лет в группе 32 священников находился на острове Анзер. Его жена, которая провела на Соловках в заключении три года, после своего освобождения навещала мужа в 1929 и 1930 годах. Полученную информацию о положении находящихся в лагерях священников она передавала епископу Невё. После раскрытия якобы существовавшей на острове группировки из 32 священников, которые вели антисоветскую пропаганду среди заключенных-рабочих, Новицкий был арестован и депортирован с Соловков в Ленинград. Оттуда его перевезли в политизолятор в Ярославле вместе со свящ. Буяльским и передали под надзор ОО ОГПУ. Благодаря обмену узниками 15 сентября 1932 года Новицкий оказался в Польше вместе с женой, сестрой Антониной и двумя ее детьми. Обмен состоялся благодаря стараниям родственницы его жены, Адольфины Буффал и Екатерине Павловне Пешковой. Новицкий продолжил служение в Польше, во время Второй Мировой Войны вел конспиративную деятельность, за что был награжден в Лондоне польскими властями. В конце сороковых годов стал преподавать русский язык и страноведение в семинарии Паллотинов под Варшавой. Его друг по семинарии, свящ. Бронислав Уссас (которому настоятель прихода св. Екатерины в Петрограде, свящ. Константин Будкевич, уезжая в 1923 году на суд в Москву, успел передать все свои записи и документы) называл его одним из лучших деятелей экуменического движения. Новицкий скончался 17 августа 1971 года, оставив несколько книг воспоминаний.

Игнатий Опольский (1885 – 1937) окончил Житомирскую духовную семинарию. В 1916 году был рукоположен в священники, служил в Волынской области. Арестовывался и сидел в тюрьме в 20-е годы. Вновь арестован 27 января 1930 года по групповому делу католического духовенства и отправлен для дальнейшего следствия в Киевскую тюрьму. 12 мая 1930 года осужден на 8 лет лагерей. 26 мая переведен в Ярославский политизолятор. Страдал болезнями сердца, печени и мочевыводящих путей. В письме, написанном из Ярославской тюрьмы Екатерине Пешковой, не просил никакой материальной помощи, кроме как прислать ему Библию на русском или каком-нибудь западном, лучше французском, языке. Священник был в списке предназначенных к обмену узников, но вместо этого в октябре 1933 года он был отправлен на Соловки. Арестован на Соловках в 1937 году. 25 ноября 1937 года по Постановлению Особой Тройки УНКВД по Ленинградской области приговорен к высшей мере наказания. 8 декабря 1937 года приговор приведен в исполнение в Соловецкой тюрьме. Его отец также находился в заключении, а пожилая мать была выставлена из дома и осталась без всяких средств к существованию.

Адольф Петкевич (1871 - 1933) окончил Житомирскую духовную семинарию. В 1896 году рукоположен в священники, служил в Фастове. Арестован здесь 7 февраля 1930 года и вывезен в Белую Церковь. Переведен для следствия по групповому делу католического духовенства Украины в Харьковскую, а позже — в Киевскую тюрьму. 10 мая 1930 года по Постановлению Тройки при Коллегии ОГПУ осужден на 3 года концлагеря. 26 мая 1930 года переведен в Ярославский политизолятор. В августе 1932 года выслан на 3 года в Архангельскую область. В последний период жизни Петкевича окружала забота и любовь знакомых и соседей. Умер в ссылке в Архангельске 26 сентября 1933 года от воспаления легких. Его одежду отдали бедным.

Федор Прокопович (1897 - 1942) родился в Луцке. В 1915 поступил в Житомирскую семинарию, в 1920 году был рукоположен и сразу был назначен администратором прихода на Волыни, но сам попросил о назначении на пост викарного священника, чтобы лучше подготовиться к пастырской работе. Был арестован 1 января 1930 года, перевезен в Киевскую тюрьму и приговорен к восьми годам лагерей. 28 июля 1930 отправлен в Ярославский политизолятор. В 1932 году в последний момент был добавлен в список подлежащих обмену заключенных и после короткого пребывания в Бутырке был отправлен в Польшу в рамках последнего обмена узниками между Польшей и СССР. 26 августа 1940 года был арестован фашистами и отправлен в Дахау. Погиб в газовой камере 14 октября 1942 года.

Петер Ридель (1880 - 1937) относился к Тираспольской епархии. После окончания Саратовской семинарии, учился в Духовной Академии в Петурбурге. Впервые арестован в Поволжье в 1930 году. Был заключен в Бутырской тюрьме, затем, с 1931 года – в Ярославском политизоляторе. Впоследствии был переведен на Соловки, где в октябре 1937 года был повторно арестован и расстрелян.

Михаил Рутковский (1862 - 1945) родился в Белостоке. Учился в семинарии в Вильнюсе, где и был рукоположен. Служил в Слониме и Вильнюсе у Острой Брамы. Потом перешел в Могилевскую архиепархию для работы с православными. Окончил Духовную Академию в Петербурге, служил в Петербурге, Могилеве и Рязани. В 1917 году стал администратором Ярославского прихода Воздвижения Святого Креста. В мае 1922 за отказ предоставить инвентарные книги прихода и противодействие конфискации церковных ценностей был арестован. Суд над священником состоялся в Ярославле 29 мая 1922 года, Рутковский был приговорен к году лишения свободы в исправительном доме в Коровниках. Противодействие конфискации Рутковский объяснял указаниями архиепископа Цепляка, который запретил предоставлять инвентарные книги властям в соответствии с законом об отделении Церкви от государства и заверениями польского посла, предоставленными Костромскому приходу. В соответствии с пар. 1 и 3 статьи VII Рижского договора. Ярославский суд постановил привлечь к ответственности архиепископа Цепляка и посла Республики Польша. После освобождения Михаил Рутковский был сначала духовным отцом, а затем ректором и профессором тайной духовной семинарии, которая существовала в Петрограде в 1922-1925 годах. С 1926 года Рутковский служил в Виленской епархии, затем перебрался в Пинскую епархию, где был руководителем отдела по делам восточного обряда в Курии, духовным отцом семинарии, членом епархиальной литургической комиссии, цензором. В 1939 жил в Вильнюсе, а после Второй Мировой Войны переехал в Белосток, где вскоре скончался.

Александр Савицкий (1881 - 1937?) окончил семинарию в Житомире и служил в Житомирской епархии.  Арестован 1 февраля 1930 года и приговорен к десяти годам лагерей. В сентябре 1930 года был отправлен в Ярославский политизолятор. Находился там в числе группы из тридцати католических священников. Известно, что в январе 1934 и в начале 1937 года находился на Соловках. Дальнейшая судьба неизвестна.

Антоний Скальский (1878 - 1953) был братом свящ. Теофила Скальского, апостольского администратора Житомирской епархии. Арестован в 1930 году, содержался в Виннице, Киеве и Харькове. На процессе тридцати поляков на Украине был осужден на смерть, но приговор был заменен на десять лет лагерей. Вывезен в Котлас, а затем в Ярославль, где оставался до 1932 года. Благодаря обмену узниками оказался в Польше. Работал в Виленской епархии.

Теофил Скальский (1877-1958) апостольский администратор Луцко-Житомирской епархии. Учился в Житомире, и как один из самых талантливых студентов был направлен в Духовную Академию в Петербурге, окончил ее с отличием и получил степень магистра богословия. В 1902 году был профессором канонического права, философии и гомилетики в Житомирской семинарии, а также инспектором в ней. Царские власти с опаской относились к Скальскому, который основал несколько общественных благотворительных организаций. В 1913 году он стал настоятелем прихода св. Александра в Киеве, несмотря на сопротивление киевского губернатора. Скальский был председателем Благотворительного Общества, которое сыграло важную роль во время Первой Мировой Войны. Впервые был арестован в 1919 году как польский заложник. Когда в июне 1920 года польские войска отступали, он остался в Киеве несмотря на уговоры отправиться в Польшу и на начавшиеся репрессии со стороны большевиков. 11 мая 1920 года был назначен генеральным викарием Лучко-Житомирской епархии. Снова арестован 2 мая 1921 года за отказ в предоставлении инвентарных книг. Многократно вызывался на допросы в ГПУ (за одну только весну 1926 года таких многочасовых допросов было девятнадцать). 31 марта 1926 в Киев прибыл тайный Папский посланник, епископ Мишель д'Эрбиньи и назначил Скальского апостольским администратором. 9 июня Скальского арестовали, но он успел назначить двух викариев – свящ. Казимира Наскренцкого и Станислава Яхневича. Скальский сначала содержался в Киеве, затем был перевезен в Бутырку и после восьмимесячного следствия получил десять лет строгого режима, хотя прокурор требовал для него высшей меры. Весь процесс имел целью дискредитацию католического духовенства. По словам представителя польской дипмиссии, Скальский на процессе был примером редкого по своей высоте этического уровня и останется светлой страницей в истории польского духовенства в СССР. Весной 1928 года его перевели в Ярославский политизолятор, а через три месяца в Бутырку. В конце 1930 года он снова оказался в Ярославле, где в сумме провел шесть лет и три месяца. Благодаря последнему обмену узниками, который состоялся 15 сентября 1932 года, Скальский оказался в Польше. Служил в Луцке настоятелем кафедрального собора, был исповедником сестер-бенедиктинок. Многократно обращался к примасу Польши, информируя его о положении духовенства в СССР и просил помочь гонимым. Занимался материальной помощью священникам, которые выходили из лагерей и оказывались в крайней нужде. После начала Второй Мировой Войны по указанию ординария Луцкой епархии, епископа Адольфа Шелензека, 14 октября 1939 года он оставил Луцк и оказался в лагере для гражданских лиц в Судетах. Благодаря вмешательству архиепископа Кракова, Скальский был освобожден и два года пребывал в Новом Тарге. 19 сентября 1942 года был назначен настоятелем прихода Мшана Дольна в Краковской архиепархии, где и скончался 12 апреля 1958 года. Оставил ценные воспоминания «Террор и страдание. Церковь на Украине 1900-1932»

Виктор Стрончинский  (1868 – 1938) - уроженец с. Миклош Волынской губернии. Окончил Житомирскую духовную семинарию. В 1891 году рукоположен в священники, с 1908 года служил в Подольской губернии. 13 февраля 1930 года арестован по групповому делу католического духовенства Украины и осужден на 5 лет концлагеря. 26 мая 1930 года переведен в Ярославский политизолятор, а в октябре 1930 года — на Соловки. 23 декабря 1934 года отправлен сначала в Кемь, а потом — в Ленинградскую тюрьму. 16 апреля 1935 года выслан в Архангельскую область. С августа 1935 года пребывал в Усть-Сысольске. 10 января 1938 года расстрелян. 

Николай Струсевич (1885 – 1938), уроженец г. Бара Житомирской губернии. Окончил духовную семинарию. В 1911 году рукоположен в священники, служил в Волынской губернии. 28 января 1930 года арестован и осужден на 5 лет тюремного заключения. В марте 1931 года переведен в Ярославский политизолятор. В апреле 1933 года отправлен на Соловки. По отбытии срока наказания выслан на 5 лет в Архангельск, куда прибыл 25 марта 1935 года. Арестован в августе 1935 года и отправлен в ссылку в Усть-Сысольск. Арестован в 1937 году, расстрелян.

Мариан Токаржевский (1873 - 1941?) учился в Каменце-Подольском, затем в Житомирской семинарии. Поскольку вступал в конфликт с царскими властями, несколько раз менял место служения. За первые двадцать лет после рукоположения работал в двадцати семи различных приходах. В 1909 году был приговорен к пяти годам изоляции в бывшем монастыре в Заславье. В 1913 году декретом генерал-губернатора был отстранен от служения в Луцко-Житомирской епархии и отправлен служить в Ярославль, Кострому и Вологду. По указанию архиепископа Цепляка переехал в Ташкент и стал окормлять католиков Туркестана. Во время Первой Мировой Войны активно занимался благотворительностью среди беженцев, особое внимание уделяя детям. В 1917 вернулся в родные края. Открыл начальную школу, затем гимназию, основал курсы для учителей и 11 элементарных школ. Во время погромов укрывал множество еврейских семей. Дважды был приговорен к смерти большевиками, но каждый раз был освобожден благодаря настойчивым требованиям местных жителей разных вероисповеданий. В 1920 году с матерью поехал в Варшаву и намеревался сразу же вернуться. Однако ему помешали боевые действия, и он был назначен военным капелланом в Торуне, а затем переведен в Варшаву. Впоследствии был назначен капелланом Иосифа Пилсудского, а потом и президента Польши Станислава Войцеховского. В ноябре 1922 года направил министру иностранных дел Польши меморандум на тему бесправия и злоупотреблений со стороны советских властей по отношению к полякам и представителям Католической Церкви на территории Луцко-Житомирской и Каменецкой епархий. В 1926 году Токаржевский сложил с себя полномочия капеллана и стал настоятелем в Гродзиске Мазовецком. В 1930 году он стал преподавать гомилетику и пастырское богословие в Луцкой семинарии. После начала Второй Мировой Войны был арестован НКВД, которое связало его с генералом Михаилом Карашевичем-Токаржевским, чьим родственником он на самом деле не являлся. В течение сорока двух дней священник находился в камере, пол которой был залит водой. Токаржевский был приговорен к смертной казни с заменой на десять лет лагерей по обвинению в антисоветском заговоре. После объявления приговора отказался подписать прошение о помиловании. Вероятно, 1 апреля 1941 он был перевезен из Луцка в Киев. Дальнейшая его судьба неизвестна. Есть неподтвержденная информация, что Токаржевский погиб при этапировании: поскольку он был неспособен идти дальше, конвоир столкнул его в емкость с известью.

Франциск Троцкий (1889 - ?) родился недалеко от Бердичева на Волыни, окончил семинарию в Житомире. Первый арест состоялся в 1927 или 1928 году. Священник был заключен на  Лубянке, затем в Бутырке. По обвинению в том, что ведет антисоветскую деятельность, поддерживая католический и польский дух среди прихожан, он был приговорен к десяти годам лагерей. Был заключен на Соловках. За подпольное духовное окормление ссыльных Троцкий был отослан в лагерь строгого режима с указанием держать его в изоляции от других священников до окончания приговора. Поскольку Троцкий был нетрудоспособен, его хотели расстрелять и поместили в камеру смертников, но затем отправили в Ярославль и собирались расстрелять его там. Но 15 сентября 1932 священник был обменян и оказался в Польше. Прожив некоторое время в Варшаве, переехал в Торунь и служил капелланом. Дальнейшая судьба неизвестна.

Максимилиан Туровский (1886 - ?) родился недалеко от Житомира, где и учился в семинарии. В 1910 году находился в монастыре в Заславье, который царские власти использовали как место для изоляции непокорных католических священников. Арестован советскими властями в 1930 году и приговорен к десяти годам лагерей. 26 мая 1930 года выслан в Ярославский политизолятор. В 1933 году находился на Соловках. Согласно некоторым сведениям, был там и в 1937 году. Дальнейшая судьба неизвестна.

Петер Вейгель (1892 - 1937) родился в Поволжье, в 1921 году был викарным священником прихода Мариенталь, в 1928 – настоятелем. Был специалистом по немецкой литературе. Был арестован 2 февраля 1930 и отправлен в Бутырку. Впоследствии содержался в Ярославском политизоляторе. Суд состоялся 20 апреля 1931 года над Вейгелем и другими священниками немецкого происхождения. Петер Вейгель был осужден на смерть с заменой приговора на десять лет лагерей. Был перевезен на Соловки. В 1937 году был арестован, приговорен к смертной казни и расстрелян.

Чеслав Федорович (1891 - 1940) был выпускником Житомирской семинарии и Духовной Академии в Петербурге, которую окончил со степенью магистра канонического права. В 1917-1918 был катехизатором в городе Белая Церковь, в 1920 назначен промотором справедливости в Каменецком церковном суде. В первый раз был арестован в 1922 году в Виннице, затем в 1926 году, был приговорен к трем годам лагерей и отправлен на Соловки. Через год священника вернули в Винницу и после полугода дополнительного следствия приговорили к расстрелу, с заменой приговора на десять лет лагерей. После нескольких лет заключения в Харькове, в конце 1931 года Федоровича перевели в Ярославский политизолятор. 15 сентября 1932 года в составе группы из 51 заключенного он был обменян и отправлен в Польшу. С 1933 года служил в Пинской епархии. Начало Второй Мировой Войны Федорович застал во Франции, где и погиб от ран в ходе боевых действий.


Адольф Филипп (1885 - 1937) родился в витебской губернии, учился в школе для мальчиков из бедных семей, основанной в Петербурге свящ. Антонием Малецким. Впоследствии помогал ему. Окончил семинарию в Петербурге и был направлен на служение в Полтаву. В 1914-1915 служил в Луге. Арестован в Витебске 18 декабря 1926 года по обвинению в шпионаже в пользу Польши и приговорен к десяти годам лагерей. Отправлен на Соловки. Оттуда он отправил письмо в ЦИК СССР, в котором говорил о бесправии и репрессиях, которым подвергается Церковь и католическое духовенство от ГПУ за одно только исполнение пастырских обязанностей и за то, что они не скрывают своей веры. Это письмо было подписано тридцатью священниками. После этого Филиппа обвинили в участии в антисоветской группировке, включавшей в себя 32 священника с острова Анзер и приговорили к переводу в Ярославский специзолятор. Однако его оставили на Соловках и заключили во внутрилагерной тюрьме. Как и на многих других священников, на Филиппа оказывали давление, чтобы он отрекся от священства. После отбытия десятилетнего срока, Адольф Филипп приехал в 1936 году в Витебск, где был последним священником, служившим в храме св. Антония. (В этом храме с 1896 по 1903 год служил будущий мученик за веру о. Константин Будкевич, расстрелянный на Лубянке в Пасхальную ночь 1923 года). В 1937 Адольф Филипп отслужил в храме св. Антония последнюю Пасхальную службу, после войны храм был взорван. Священник же в августе 1937 года был снова арестован, и дальнейшая судьба неизвестна.

Вацлав Шиманский  (1879 – 1937), уроженец Подольской губернии. Окончил Житомирскую духовную семинарию. В 1902 году рукоположен в священники, служил под Винницей. Арестован в 1922 году, приговорен в Каменец-Подольске к расстрелу, позже освобожден, в 1925 году арестован снова. 25 января 1930 года арестован по групповому делу католического духовенства на Украине и для дальнейшего следствия вывезен в Киевкую тюрьму. 10 мая 1930 года осужден на 8 лет концлагеря. 26 мая 1930 года отправлен в Ярославский политизолятор. В апреле 1933 года вывезен на Соловки. Арестован здесь в 1937 году. 25 ноября 1937 года  Расстрелян 8 декабря 1937 года в Соловецкой тюрьме. 

Ричард Шишко-Богуш (1881 – 1937), уроженец Павлограда, настоятель храма в м. Городок Проскуровского уезда. Арестован 7 января 1930 года по групповому делу католического духовенства Украины и вывезен для дальнейшего следствия в Харьковскую, а позже — в Киевскую тюрьму. 21-27 июня 1930 года Верховным Судом УССР осужден на 8 лет тюремного заключения и 5 лет ссылки. В январе 1931 года переведен в Ярославский политизолятор. В августе 1933 года отправлен на Соловки. Арестован там в 1937 году. 25 ноября 1937 года Постановлением Особой Тройки УНКВД по Ленинградской области приговорен к высшей мере. Расстрелян 8 декабря 1937 года в Соловецкой тюрьме. 

Климентий Шенгайтер (1873 – 1938) родился в Республике немцев Поволжья. Окончил Саратовскую духовную семинарию. В 1897 г. был рукоположен. Служил в Поволжье. В 1925 г. арестован, но оправдан судом за недоказанностью обвинения. 2 февраля 1930 г. арестован по групповому делу немецкого католического духовенства в Поволжье. 6 июня 1931 г. по Постановлению Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам лагерей. Отправлен в Ярославский политизолятор. В 1934 г. вторично приговорен к 5 годам ссылки в Сибирь. Отправлен в г. Туруханск. 19 февраля 1938 г. здесь арестован как участник «контрреволюционной повстанческой организации, ставившей своей целью свержение соввласти». 13 мая 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-10 и 11 УК РСФСР к ВМН. 1 августа 1938 г. расстрелян. 

Клеменс Шонхайтер (1873 - после 1931) учился в Саратовской семинарии. В первый раз арестован в 1925 году, но отпущен за недоказанностью вины. Повторно арестован 2 февраля 1930 года как настоятель прихода Гёбель вместе с восьмью другими священниками Поволжья. Приговорен к трем годам лагерей. В 1931 году содержался в Ярославском политизоляторе. Дальнейшая судьба неизвестна.

Людвиг Эрк (1896 - 1937) принадлежал Тираспольской епархии, окончил семинарию в Саратове, затем учился богословию и медицине в Фелдкирхе под Веной. В 1915 году вернулся в Саратов и окончил  богословское образование, после чего вместе с другом Адамом Циммерманном поехал в Сибирь, чтобы работать там учителем. В 1923 году приехал на Украину и год спустя был рукоположен, служил недалеко от Одессы. В 1927 году добровольно отправился в Сибирь, где стал известен своим жертвенным пастырским служением среди католиков, разбросанных по территории в одиннадцать тысяч квадратных километров. Одновременно Эрк был талантливым врачом. 23 марта 1930 года он был арестован и приговорен к десяти годам лагерей, отправлен на Соловки, где был обвинен в участии в подпольной организации католического духовенства. Было принято решение перевести его в Ярославский специзолятор, а до этого держать в изоляции от других священников. О дальнейшей судьбе Эрка нет достоверной информации, возможно, он был расстрелян на Соловках.

Господи, кровь Твоих мучеников, во исповедание Имени Твоего пролитая в подражание Христу, являет чудесную Твою благодать, которою Ты в слабых умножаешь мужество и немощных для свидетельства укрепляешь, соделай и нас мужественными в исповедании веры и истины. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

 Римско-католический Приход Воздвижения Святого Креста в Ярославле

YARCATHOLIC.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе