Ярославль В память о жертвах крест гранитный

В этом году исполняется 90 лет июльским событиям 1918-го в Ярославле. Одни называют их мятежом, другие – восстанием. Наш разговор с настоятельницей Казанского монастыря матушкой Екатериной не ставил целью выбрать, какой термин точнее. Сейчас открылись архивы, стали доступны прежде неизвестные документы, их сопоставляют с уже известными, выходят статьи и книги, – историки разберутся.

Долг монастыря – в другом: увековечить память всех пострадавших в соответствии с православным обычаем: установкой креста. Где это сделать, если не рядом с Казанским собором, который всегда считался одним из главных храмов Ярославля и был в центре тех событий.

Скромный деревянный крест там уже есть (на снимке), его поставили в 2003 году по благословению владыки. Пришла пора обновить памятник, установить взамен гранитный. Дело это дорогое, но настоятельница надеется на помощь ярославцев.

– Для города это было очень тяжёлое испытание. Погибли люди, многие лишились крова, почти весь город сгорел, ведь он в значительной части был деревянный. В руинах лежали многие исторические здания, не стал исключением и Казанский монастырь. В разгар событий в нём размещались белые и был устроен госпиталь. А на колокольне был установлен пулемёт. Красные в это время обстреливали центр города из Коровников. Били и по колокольне, в результате чего она была повреждена. По мнению реставраторов, которое они высказывали позднее, колокольню можно было отреставрировать и сохранить, но её всё-таки снесли.

Собирались снести и соседний Покровский храм, но потом оставили, разместив в нём планетарий, который дожил до нашего времени. По словам матушки, она видела документ и о сносе Казанского собора, его спасло то, что он был огромный, крепкий, и в нём потом сделали областной архив.

Впрочем, это позднее. А через несколько месяцев после июльских событий 1918 года монастырь был закрыт. Монахини переехали в ещё действовавший тогда Толгский монастырь, а после того, как и он по приказу властей прекратил своё существование, разбрелись кто куда. Что касается последнего священника Казанского собора отца Порфирия, то предание гласит, что он умер прямо в алтаре. Некоторые монахини подверглись репрессиям: за то, в частности, что хранили церковную литературу, призывали якобы оказывать сопротивление при снятии колоколов и т. д. Следствием июльских событий 1918 года стала и утрата главной здешней святыни – иконы Казанской Божьей Матери (Ярославской Чудотворной).

Несмотря на всё сказанное, крест, подчёркивает матушка, должен стать памятником не только сёстрам и священникам, перенесшим тяжесть выпавших на их долю испытаний, не только тем, кто в страшные дни противостояния сложил голову, воюя по разные стороны, но и мирным жителям Ярославля, ставшим жертвами тех событий. Табличка в основании памятника и текст на ней останутся теми же, что и сейчас.

Крест будет сделан из карельского гранита. Пользуясь тем, что первый взнос доброхотами уже сделан, за ним только что выехали в Карелию.

В нынешнем году Казанский монастырь отмечает четыре «круглые» даты. Исполнится 420 лет обретения иконы Казанской Богоматери (август 1588 года). 90 лет июльским событиям 1918 года. 10 лет возрождения обители (1 августа). И 80 лет со дня смерти святителя Агафангела (16 октября). Предварительно решено, что торжественное открытие памятника-креста будет приурочено к этой последней дате. Ленточку перерезать, конечно, не станут, снимать простыню, как это делается во время открытия светских памятников, тоже не планируется. В соответствии с церковными правилами состоятся молебен и освящение креста.

Северный край
 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе