Три русских Спаса

В августе мы отмечаем три Спаса: 14 августа – Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас, главный, 29 августа – Ореховый, или Хлебный Спас. Они неодинаковы по своей значимости, однако у всех трех Спасов поводы для торжества связаны со Спасителем.

Разговлялись медом
Первый называется Спас Мокрый, или Спас Медовый. Второй Спас – 19 августа, в праздник Преображения. А третий Спас отмечается 29 августа, на следующий день после большого праздника Успения Богоматери, в день памяти Божией Матери. На протяжении веков каждый из Спасов был определенным ориентиром в работах на земле, уборке урожая и подготовке к осени и зиме. Медовый Спас для православных людей также был связан с крещением Руси в 988 году – в этот день верующие стремились приложиться к частице Животворящего Креста Господня или окунуться в реку после водосвятия: считалось, что так можно очиститься от грехов и защитить себя от болезней: «На Спаса купаться – незамоленные грехи простятся». А еще в старину было такое присловье: «Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на зеленых горах холсты продают». В конце августа начинались ярмарки.
На первый Спас «подрезали» соты – снимали первый мед в ульях. Часть меда каждый пасечник относил в церковь для освящения. Этим медом затем разговлялись все прихожане: «На первый Спас и нищий медку попробует». К первому меду русские хозяйки по традиции пекли пироги с пшенной кашей или сладкой начинкой.

Ставили свечку Господу
Оригинальное название ярославской старинной церкви «Спас на Городу», отмечающей свой престольный праздник 14 августа, интригует и озадачивает. Неужели прочие ярославские церкви строились не в городе? Однако разгадка проста: церковь эта разделяла два города: рубленый город, то есть древний Ярославский кремль, обнесенный деревянными стенами, и земляной город – посад, защищенный по внешней границе земляным валом. На месте городских укреплений, или на «городу», как говорили в старину, и выросла нарядная церковь Спаса. Возведена она была в 1672 году усердием прихода, в складчину. Жертвовали деньги на храм и богатые купцы. Дело в том, что в XVII веке на этом месте, близ древнего Ярославского кремля, шумела огромная торговая площадь, тянувшаяся до Волги. Вся она была тесно застроена торговыми рядами и амбарами. Одних только рыбных лавок здесь насчитывалось 48! Иконный ряд соседствовал с тележным, юхотный (кожевенный) – с мучным, шубный – с суконным. Здесь же располагались денежный двор (место сбора пошлины) и кружечный двор (место казенной продажи спиртных напитков). Торговали не только ярославцы, но и заезжие купцы – немцы, французы, голландцы, испанцы и даже два индийца. Не удивительно, что церковь посреди торговой площади звали также и Спасом на Торгу. Возможно, удачливые купцы ставили здесь свечку Господу в благодарность за выгодную сделку.

И колокол, и яблоко
Еще дореволюционный путеводитель по Ярославлю рекомендовал гостям города посмотреть на захватывающее зрелище – процесс отливки колокола. И вот в 1992 году ярославцы сумели возродить эту традицию, и теперь раз в году, 19 августа, в большой православный праздник Преображения, который в народе называют Яблочным Спасом, можно воочию увидеть завораживающее действо – отливку колокола. Происходит это во время фестиваля хоровой и колокольной музыки «Преображение» на территории историкоархитектурного музеязаповедника. Главный день фестиваля – конечно же, 19 августа, день Преображения Господня, Яблочный Спас. Не случайно на эмблеме фестиваля сплетаются колокол и яблоко. В этот день в СпасоПреображенском соборе проходит молебен на освящение плодов, и все, кто пожалует в монастырь, угощаются вкуснейшими наливными яблоками, выращенными специально для праздника.

Колокольных дел мастера
Колокола в Ярославле – особая страница истории. Именно в нашем городе располагался до революции известный на всю страну колокольный завод Оловянишниковых. Не было в России губернии, где не звучали бы оловянишниковские колокола – их заказывали и привередливые столичные соборы, и скромные сельские храмы. 
Сама фамилия этой купеческой династии красноречиво свидетельствует о ее стаже в колокольном деле. В переписных книгах Ярославля начала XVIII века сохранилась запись о литейщике Осипе, который «делает оловянишное и сидит в лавке в овощном ряду». Правнук Осипа Порфирий Оловянишников имел уже собственный медный завод, удостоившийся посещения императора Александра I.
Небольшая литейная мастерская с единственной плавильной печью превратилась со временем в солидное предприятие, оснащенное по последнему слову техники и специализирующееся исключительно на колоколах. Колокольный завод Оловянишниковых стал гордостью Ярославля. Передававшийся из поколения в поколение особый метод литья снискал оловянишниковским колоколам всероссийскую известность и многочисленные награды международных выставок, а научный труд Николая Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство», вышедший в 1907 году, остается актуальным и в наши дни. Товариществу «П.И. Оловянишников и сыновья», образованному в 1868 году, принадлежали также свинцовобелильный завод, ставший впоследствии основой современной «Лакокраски», шелковая мануфактура и фабрика церковной утвари.
Среди предприятий товарищества колокольное производство было самым затратным и рискованным. Однако колоколами Оловянишниковы занимались не ради прибыли.
Будучи одной из богатейших семей Ярославля, Оловянишниковы немало сделали для родного города. На их средства были построены каменный мост через Которосль в районе СпасоПреображенского монастыря, несколько богаделен и больниц. Рабочие заводов товарищества Оловянишниковых были самыми высокооплачиваемыми в Ярославле. Известен случай, когда мастер колокололитейного цеха за несколько лет сумел скопить сумму, достаточную для строительства храма в родном селе.

Ореховый, или Холщовый
А вот лесными орешками в Ярославской губернии лакомились 29 августа – на Ореховый Спас. По приметам лесной орех поспевал именно к этому дню и крестьяне начинали заготавливать его на зиму. Об орехе ярославские крестьяне говорили уважительно: «Нет ни окон, ни дверей, посредине – архиерей». Называли 29 августа и Холщовым Спасом. Считалось, что этот день благоприятен для торговли полотнами и холстами. Во многих селах губернии, где было развито текстильное ремесло, устраивали ярмарки, на которые отовсюду свозились домотканые холсты. Называли этот день и Хлебным Спасом, потому что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли первый каравай нового хлеба и пироги из муки нового урожая: «Третий Спас хлеба припас». После третьего Спаса улетают последние ласточки. Хорош третий Спас – зимой будет квас.

Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе