Семь мифов о церкви и православных

В праздник Светлой Пасхи пробуем избавляться от стереотипов и подслушанных истин.
Каждый выбирает для себя — женщину, религию, дорогу. И каждый живет в собственном театре абсурда. Видит мир вокруг себя, который придумывает сам. 
"Задача Церкви — стяжать Святой Дух. Задача верующих — молиться и верить. А еще прощать."
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН


Жизнь заключается лишь в том, как этот мир с годами меняется внутри головы человека. Или как не меняется. Останется ли человек прозрачным стеклышком или согласится пропустить сквозь себя свет, который изменит его навсегда и позволит быть витражом, играя и переливаясь на солнце некогда тусклым краскам? Сам витраж, как известно, лучей делать не может, зато может пропустить через себя завораживающую игру света. И на время стать уникальным. Другими словами, «человек темен и страшен, но мир человечен и тепел», как гениально заметил Захар Прилепин в «Обители». Каким быть — дело каждого. За уши к Богу вас никто не притащит. Но множить мифы вовсе необязательно. В день праздника Светлой Пасхи объясняем на пальцах, почему не стоит бояться заходить в церковь и стоять рядом с православным человеком в автобусе.



«В церкви все толкаются и пихаются»

В метро еще сильнее толкаются — значит, оно плохо перевозит? В очереди в магазине могут на ногу наступить — значит, продукты надо покупать в другом месте? На стадионе могут кричать матом — значит, футболисты играть не умеют? Давайте мухи от котлет отделять. Задача Церкви — стяжать Святой Дух. Задача верующих — молиться и верить. А еще прощать. Милосердие Бога безгранично — он продолжает прощать и прощать людей, и будет прощать и помогать. Вера может изменить нас, после чего мы можем попытаться изменить свою жизнь. Но изменить нашу жизнь вера в Бога автоматически не сможет. Потому и сильны в нашей стране ереси и секты — аномально доверчивые люди требуют мгновенной магии и индивидуального подхода. Чтоб проблемы заговором на удачу помогли снять и никто не толкался рядом. И над собой чтоб никаких усилий.

Но уж если мы нацепили крест, зовем себя верующими, то почему не прощаем пихающихся? И на какое прощение рассчитываем сами? Даже дети помнят историю из Евангелия о сучке и бревне в глазе. Может, и правда тогда лучше дома посидеть? Но от этого ничего изменится. Мизантропия рассосется под теплым пледом? Вряд ли. Теснота в храме вызвана желанием людей быть ближе к Богу, что тут поделать. Такой вот народ. Конечно, храмы можно открывать в открытом поле, чтобы всем хватило места и никто не вторгался в чужое пространство, но это сложнее технически. Можно купить скафандр. А можно ходить на утренние семичасовые службы в будни перед работой — и прекрасно молиться почти в одиночестве.



«Попы — толстые и ездят на «мерседесах»

Притча во языцех, но некоторые атеисты до сих пор приводят это как аргумент. Отрицать глупо — многие священники страдают излишним весом. Как и люди вокруг нас. Причин тому много. Если мы с вами можем позволить себе следить за весом, правильно питаться, ходить в спортзал, бассейн, а по выходным играть в футбол, то у священников несколько другой распорядок дня. Помимо постов, когда приходится сидеть на одних углеводах, существует ряд обязательств по службе — если священник не храме, то поехал исповедовать умирающего в больницу, освящать квартиру, служит панихиду, венчает или крестит. Иногда поесть получается один раз днем (до утреннего богослужения нельзя), а потом дома в ночи. Попробуйте присесть на такую «поповскую диету». Толщина жирового слоя не всегда зависит от достатка. И это мы еще не затрагивали тему «мимоходящей красоты» — элемента, к которому священники не стремятся. Что касается машин, то это еще смешнее. В идеале попы должны ездить на ослике, как Иисус, да? А если за городом человек живет, а служит в Москве, если спит по 4 часа, если успеть к тяжело больному надо, если в храм привезти икону или стройматериалы? Они такие же люди, как и мы. И да — иногда батюшкам дарят подарки, машины в том числе.



«На службе присесть негде, это издевательство!»

Очередная сказка. Да, православный храм — не протестантский зал и не синагога с рядами для прихожан. Но стулья и лавочки есть в каждом храме. Абсолютно в любом. Более того, на длительные службы люди приносят табуреточки, раскладные стулья с собой — если тяжело стоять. Никто им этого не запрещает делать. А чаще всего стоят, при чем люди пожилого возраста. Почему никто из них не бубнит про тяготы, не задумывались? Бог терпел, и нам велел. В лучшем случае, мы, миряне, посвящаем Богу 5% своей жизни. И неужто ради этого нельзя напрячься? Гораздо больше народу поместится стоя — плечом к плечу, да и ощущения совсем другие. Не на лекции посидел, а потрудился чуть-чуть. Через ноги — к сердцу. Можете называть это добровольным мазохизмом, но на истязании себя построена вся русская литература, уж простите Федора Михалыча. Духовный катарсис связан с лишениями, ограничениями, жертвами и стыдливым покаянием. Для того же и посты придумали. От этого никуда не деться.



«С народа в храме дерут деньги — это что, магазин?»

Опять легенда. Из трех храмов, расположенных недалеко от нашего дома, в двух вообще не берут деньги за свечи — Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве и Храм 12 Апостолов в Ховрине. Хорошо, берут рубль. То есть вы можете прийти и пожертвовать сколько есть. Столько же стоит крещение, освящение дома. Можно всю жизнь ходить в храм и не платить ни копейки. Как это? Не брать даже свечи. Молитва от этого станет менее честной? Нет, конечно. Исповедь и причастие для вас — бесплатно. Вот и экономия. Более того, в вышеозначенных храмах после службы раздают шоколадки, пирожки, конфеты и наливают чай. Еще раз — бесплатно. В коптевском храме на рождественской службе в этом году раздавали билеты в Крокус Сити Холл на «Смешариков»; одна из прихожанок при мне на исповеди отдала настоятелю толстую пачку билетов. Опять — бесплатно.

В храме собирают пожертвования, но никто и никогда не посмеет обратиться к вам с требованием «сдать на нужды прихода». Каждое пожертвование — добровольное. Потому что Церковь — не бюджетная организация, она живет, строится, кормится и обустраивается (расписать стену в храме стоит запредельных денег) на пожертвования. Сами люди, в том числе меценаты и чиновники, Церковь и содержат. Настоятель ховринского храма, отец Илья (Боярский), отец четверых детей, и вовсе взял кредит, чтобы отстроить на пустыре церковь. Повторюсь, если вы не хотите, с вас никто и копейки не потребует.


 
«Бабки постоянно учат, где стоять и что делать»

Такая проблема существует. Но не везде и не всегда. Опять же — зависит от человека. Как прихожане, так и служители церкви (алтарники, бабушки, ухаживающие за подсвечниками или работающие в церковной лавке) могут сделать замечание. Но, во-первых, это не значит, что его нужно тут же исполнять. Это просто совет. Во-вторых, после этого не надо убегать или испытывать жгучий стыд. Если уж вы пришли в храм, если на вас крест, если вы помните, что в Евангелии сказано о смирении, если верите, что власть Бога безгранична и этот храм не исключение, тогда сделайте вывод сами. Этот укол гордыни — небольшое испытание, повод задуматься. В-третьих, чаще чего батюшки борются с этим явлением и одергивают таких советчиков во время проповеди. В некоторых храмах и вовсе висят объявления о том, что замечания может делать лишь священник.



«Православные — агрессивнее католиков и протестантов»

Мужчины образованнее женщин. Студенты красивее абитуриентов. Футболисты умнее хоккеистов. И так далее. Список абсурдных суждений можно продолжать. Как среди католиков, так и среди православных есть люди с зашкаливающим процентом пассионарности. Скажем так, активисты. Хоругвеносцы. А есть и глубоко смиренные люди, которые в церковь-то ходят рано утром в будни, чтобы никого не застать и никому не помешать. И те, и другие, и третьи признают Иисуса Христа. Как признают его католики, православные и протестанты. В их учениях есть ряд важных отличий в толковании единства Церкви, Троицы, института брака, факта наличия чистилища. Но концептуальное отличие лишь одно — в отношении к Богу. Точнее, в интонации этого отношения. Для католиков, грубо говоря, Иисус Христос — хоть и Создатель, и идеал, но очень, очень близкий человеку. Почти как друг. Товарищ и собеседник, прийти и поговорить с которым можно в любой момент. Необязательно истязать себя, чтобы попасть к нему «потом». У протестантов есть другая штука: наличие веры, факт воцерковления — уже гарантирует попадание в Царствие Небесное. Если ты с Христом — все окей. Не знаю, может это такой мягкий способ мотивации. Но это мне приходилось слышать на проповедях не раз, так как друзья-протестанты часто звали к ним на службу. И каждый раз это резало ухо. Потому что у православных как? Ты веришь, каешься, убиваешь страсти в себе, исповедуешь грехи, причащаешься Святых Христовых Таин — и все. Идешь счастливым и одухотворенным домой. Это индульгенция? Нет. В рай точно возьмут? Нет, конечно. Далеко не факт. Тогда надеемся и верим? Да, именно так. Исходя из этого понимания и строится вся философия жизни православного человека. Страх Божий на всю жизнь.



«Бог — в душе, поэтому ходить в церковь необязательно»

Отец Димитрий Смирнов любит шутить по этому поводу, что раз у вас «Бог в душе», тогда и питаться надо в душе, и на работу ходить в душе, и зарплату получать там же. На самом деле, нет приборов, измеряющих «эффективность молитвы» внутри души, дома и в храме, невербальной и с громким плачем. Главное, что мы знаем, она должна быть искренней — чистосердечное признание. А соборная молитва в храме в разы пламеннее. Христос не оставил после себя документов, зато оставил Апостольскую Церковь. По этому поводу в Писании сказано очень многое. Она — и наследие Христа: «и Я говорю тебе: ты – Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). И тело его: «все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главой Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (1Еф.1:22,23). И спасение: «хваля Бога и находясь в любви у всего народа, Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47).

Но главное, что Христос через обращение к ученикам оставил нам рецепт бессмертия —

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его,

то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,

и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6,53-56).

Причащаться Святых Христовых Таин в домашних условиях чрезвычайно сложно.

Итог: Чаще всего человек всеми способами старается оправдать себя. Неумение искренне каяться, нелюбовь к пихающимся ближним, нежелание избавляться от грехов. Почти всегда разум перекрывает гордыня, которая мешает видеть истинные причины проблемы. Можно организовать келью дома, можно уйти в католики, потом протестанты, потом адвентисты, потом иеговисты. Но внутри человека это ничего не изменит. Если не любишь людей вокруг, то и не полюбишь их в другом помещении. Церковь — не сборище святых людей. Наоборот — это собрание грешников. Каждый из них грешен настолько, насколько вы себе даже не представляете. Что говорить о простых смертных, если святые отцы, отходя к Богу, не переставали сокрушаться от собственной греховности. Надеясь на спасение. Поэтому не стоит искать причины не идти в храм, не молиться, не верить и не прощать всех, кто когда-то не подставил локоть, а вставил его в бок соседу. На это и так уходит наша жизнь. Попробовать отказаться от перечисленного и свернуть с пути наименьшего сопротивления - куда интереснее.



КСТАТИ

Я видел схождение Благодатного огня в Иерусалиме

Корреспондент «Комсомолки» прошёл путь паломника, чтобы стать свидетелем главного христианского чуда в Храме Гроба Господня (подробности)


Схождение Благодатного огня в Храме Гроба Господня
Автор
Егор АРЕФЬЕВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе