Протоиерей Алексий Кириллов: Во все времена духовенство было со своей паствой, просвещало людей и учило любить свою Родину

Ростово-Ярославская земля – один из древнейших религиозных, культурных и политических центров России. К моменту призвания Рюрика в Новгород уже высится на мерянских берегах озера Неро город Ростов. По принятии Русью Православной веры уже в 991 г. здесь возникает самостоятельная епархия, вместе с Новгородской — первая в землях Северной Руси. Главной задачей новообразованной епархии стало просвещение местного населения.

Из-за слабой княжеской власти на раннем этапе христианизации Ростово-Ярославских земель вся тяжесть этого процесса пришлась на духовенство. Первые епископы-греки – святители Феодор и Илларион — не смогли ужиться с потенциальной паствой и были изгнаны из города. Однако миссионерские труды их последователя — святителя Леонтия Ростовского — помогли привить на нашей земле ростки христианского учения..


Таким образом, Православное христианство стало первой и главной скрепой, объединившей кривичей, полян, вятичей и мерю в единый русский народ.


Именно Православная Церковь в веках оставалась и главным «гарантом единства» русского народа, политически раздробленного на десятки враждовавших друг с другом княжеств, ставших впоследствии данниками Золотой Орды. В этот период нельзя не отметить вклад в укрепление русско-ордынских мирных отношений епископа Ростовского святителя Кирилла II. Именно он благословляет блгв. Александра Невского на поездку в Орду в 1247 г., поддерживая его деятельность и в последующий период. «Чтиша Олександра с великою любовью», — говорит о нем летописец.


С именем Ростовского епископа Кирилла исследователи связывают особую политику ростовских князей в отношении Орды — политику тесного сотрудничества, подкрепленную династическими браками, переселением в Ростов выходцев из Орды, а позднее и добровольным участием ростовских князей в совместных военных походах с татарами. По свидетельству составленного в XV в. Жития св. Петра, царевича Ордынского, святитель Кирилл неоднократно бывал в Орде, в том числе и в последние годы жизни. Ему приходилось беседовать с ханом Берке (хан с 1258-го, а по другим сведениям, с 1257 или 1256 г., по 1266), который принимал его с честью. По преданию, епископ Кирилл исцелил сына Берке, за что хан «повеле давати владыце оброкы годовнии в дом Святыя Богородица». Кирилл же, по-видимому, крестил ордынского царевича Петра — племянника хана Берке, который переселился в Ростов.


Самым известным выходцем из Ростовских земель является, однако, не представитель епископата. Это святой, названный агиографами «игуменом земли Русской» — преподобный Сергий Радонежский. Его вклад в развитие православной духовности, русской культуры и политической стабильности сложно переоценить. Многие заостряются лишь на факте благословения им блгв. Димитрия Донского на битву на Куликовом поле, забывая о вкладе в изменение монашеского устава, приведшего к формированию на Руси общежительных монастырей. Именно подобную форму монашеских общин будут распространять его ученики, разойдясь по всему русскому Северу, основав на пространстве от Ярославских пределов до Белого моря десятки монастырей, ставших очагами православной веры и русской культуры для местных народностей.


Великие подвиги принял на себя во спасение души более чем через 200 лет после прп. Сергия инок Борисоглебского монастыря Иринарх. Однако, не только о спасении души пришлось молиться затворнику. Подобно игумену земли Русской он преподал благословение русским воинам на одоление супостатов во время Смуты. Князь Пожарский получил от Преподобного крест как знамение грядущей победы.


Митрополитом Ростовским и Ярославским был патриарх Филарет (Романов), отец царя Михаила Феодоровича. Именно он был наставником молодого и неопытного правителя в деле восстановления порушенного Смутным временем государства.


Велик вклад ярославского духовенства и в дело просвещения. На территории Спасского монастыря Ярославля, а позже в Ростове трудились иноки Григорьевского затвора — своеобразного университета Древней Руси, переписчики книг, переводчики и летописцы. Выходцами из него были святитель Стефан, отправившийся в дикие леса просвещать пермские народы, и Епифаний Премудрый, агиограф, автор жития прп. Сергия. Безусловен вклад святителя Димитрия Ростовского, одного из просвещеннейших архиереев своего времени, в развитие образования в регионе. Плодотворнейший автор оставил после себе самый популярный в славянских Церквах агиографический корпус — Четьи Минеи.


Ярким представителем Церкви, о котором просто необходимо упомянуть, является святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, служивший на Ярославской кафедре. Именно он стал идейным вдохновителем реформ императора Александра Второго, его рукой написан манифест об освобождении крестьянства.


Не всегда, однако, ярославское духовенство поддерживало государственные инициативы. Так, священномученик Арсений (Мацеевич), активно противостоявший политике секуляризации, проводимой императорским домом, закончил свои дни в темнице.


Тончайшую грань  в церковно-государственных отношениях был вынужден выстраивать святитель Тихон, Патриарх Московский. Крах Империи поставил Церковь в совершенно новые условия. Многие представители духовенства открыто высказывались против богоборческого режима. Иерархи, священнослужители и миряне предпочли сохранить верность Христу, претерпев страшные гонения. Сотни новомучеников и исповедников Ярославской земли ныне прославлены Церковью в лике святых. При этом Церковь и ее служители никогда не участвовали ни в каких  заговорах и мятежах против своего Отечества, не инициировали их.


Яркий пример любви Церкви к Родине и своему народу — время многих войн и ненастий, и особенно Великой Отечественной войны. В Ярославле, как и в других городах и селах, священники отдавали даже драгоценные ризы с икон ради спасения народа.


В послевоенное время священники также во многом трудились для блага людей. Нельзя не упомянуть и о великом иерархе – о митрополите Никодиме (Ротове). Он служил в Ярославской епархии и иеромонахом, и игуменом, а затем и архиереем. За 49 лет своей краткой жизни он смог воспитать целую плеяду архипастырей. Владыка Никодим сохранил от закрытия духовные школы, сохранил многие монастыри и приходы. При этом, несмотря на притеснения власти, участвуя как представитель Русской Церкви во многих международных встречах и собраниях, всегда говорил о любви к своему Отечеству и народу.


Церковь всегда призывала людей к единству. Единство, о котором говорит и сегодня Русская Церковь, основано на вере в Бога и любви к ближнему и к Отечеству. Именно благодаря Русской Церкви и ее объединяющей силе сформировалось Русское государство в его самобытности. Во все времена духовенство было со своей паствой, просвещало людей и учило беззаветно любить свою Родину.



Официальный сайт Ярославской митрополии

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе