Приход и расход

В то время как светские власти России борются с экономическим кризисом финансовыми и административными методами (см. стр. 14), власти духовные тоже не сидят сложа руки и пытаются победить его пастырским словом.

Из российских представителей авраамических религий, или религий Книги (христианство, ислам и иудаизм), активнее всего на кризис отреагировали православные.

Первое время Русская православная церковь (РПЦ) ограничивалась заявлениями из области теории, а в роли главных церковных антикризисных теоретиков выступили глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Кирилл и его заместитель протоиерей Всеволод Чаплин. Они сошлись во мнении, что сегодняшняя мировая экономика виртуальна, по сути своей является ростовщической и потому порочна и безнравственна. "Необходимо возвращать деньгам связь с реальной экономикой, реальными товарами и услугами, реальными затратами труда, в том числе интеллектуального. В противном случае вся мировая финансовая система рано или поздно превратится в один большой МММ",— заявил 30 сентября Чаплин и подчеркнул, что многие религии не зря "осуждали и осуждают ростовщичество".

"С христианской точки зрения без связи экономики с нравственностью невозможно говорить об исцелении хронических болезней современной экономики. Экономика должна быть ответственной, эффективной и справедливой. Если эти балансы будут соблюдены, экономическое развитие будет застраховано от таких кризисов, подобных тому, через который мы все проходим",— вторил ему митрополит Кирилл.

Утверждения, что современная экономика мало общего имеет с экономикой реальной и игнорирует интересы общества и принципы справедливости, содержались и в двух программных заявлениях, соавтором которых выступила РПЦ. Первое называлось "Послание предстоятелей православных церквей" (подписано главами 14 православных церквей, в том числе и Алексием II), второе — "Заявление Конференции европейских церквей" (содружество более чем 120 христианских церквей Европы). Оба документа призывали к пересмотру правил функционирования мировой финансовой системы.

В отличие от сосредоточившихся на теории православных иудеи и мусульмане сразу перешли к практике. 8-9 октября в один из важнейших иудейских праздников — Судный день (Йом-Кипур) — во всех синагогах страны была произнесена специальная молитва за благоденствие граждан России и других стран мира. По словам главы раввинского суда в странах СНГ и Балтии Пинхаса Гольдшмидта, раввинат принял такое решение из-за угрозы экономического кризиса и его возможных последствий.

Поступок иудеев произвел впечатление на мусульман, и они тоже начали молиться о завершении кризиса. "С особым вниманием мы восприняли сообщение Пинхаса Гольдшмидта,— сказал 9 октября председатель духовного управления мусульман Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов.— Когда где-то за океаном рушится финансовый порядок, это больно отдается везде. Мы тоже молимся о благополучном прохождении сквозь испытания новейшего времени".

Православные приступили к антикризисным молитвам месяц спустя — и только после соответствующей директивы светских властей. 4 ноября во всех храмах Кемеровской области по просьбе губернатора Амана Тулеева был совершен молебен о благополучном преодолении мирового финансового кризиса.

Однако кризис не заканчивался и стал бить не только по светским финансовым потокам, но, видимо, и по конфессиональным бюджетам. Поэтому от обращений к Богу духовные лидеры перешли к прямым указаниям пастве.

5 ноября главный раввин России Берл Лазар призвал граждан в период кризиса больше заниматься благотворительностью. "Хотя бизнесменам и другим состоятельным людям стало трудно, положение тех, кто в меньшей степени может положиться на свои силы,— пожилых людей, инвалидов, одиноких, многодетных матерей — ухудшилось куда больше,— написал он в статье, опубликованной в ноябрьском номере журнала "Лехаим".— Именно сейчас б-г ждет от нас, чтобы мы отдали ему долг, помогая ближним. За это он наградит стократ".

РПЦ подошла к проблеме не только как распорядитель пожертвований, но и как полноценный хозяйствующий субъект: стремительно беднеющих меценатов попытались мягко вернуть на путь истинный. "Многие благотворители, которые еще несколько недель назад испытывали сомнения, продолжать ли финансирование связанных с церковью проектов, приняли положительное решение",— привел 5 ноября поучительный пример Всеволод Чаплин. А государству просто выставили антикризисный счет: в этот же день газета RBC Daily сообщила, что патриарх Алексий II направил Дмитрию Медведеву письмо с предложениями по "обеспечению стабильности финансового положения РПЦ в новых финансовых условиях". В нем первоиерарх попросил включить все банковские счета РПЦ в систему страхования вкладов физических лиц, полностью освободить церковь от налога на имущество, разрешить ей оплачивать коммунальные услуги по тарифам, установленным для населения, а также выделить Московской патриархии беспроцентную ссуду для "минимизации негативных последствий финансовой нестабильности" (ее размер не уточняется). Хотя содержание письма комментировал заместитель пресс-секретаря патриарха Михаил Моисеев, РПЦ попыталась — не слишком убедительно — опровергнуть существование этого документа. "Я знаю точно, что через канцелярию такое письмо не проходило. Даже если бы оно прошло, цитирование личного письма патриарха Медведеву — это в высшей степени довольно странная утечка. Но я уверен, что такого письма не было",— заявил пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский.

И только мусульмане, признавая возникшие у них финансовые трудности, пока воздерживаются от просьб о помощи, по крайней мере публичных. Несмотря на то что количество паломников, выезжающих на хадж за счет благотворителей, в этом году сократилось в семь раз, а многие верующие из-за кризиса отказались от паломничества в Мекку, Россия полностью выберет свою квоту в 20,5 тыс. человек, пообещал руководитель международного отдела Совета муфтиев России Рушан Аббясов.

АЛЕКСАНДР КУКОЛЕВСКИЙ

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе