В середине XIX века Россия противостояла всей Европе.
Нависла угроза и над Дальним Востоком, отрезанным от метрополии не только расстояниями, но и плохими дорогами. Капитан Геннадий Невельской очень вовремя открыл устье Амура, а стало быть, и возможность проложить по этой реке путь к океану. Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев предложил заселить Приамурье казаками, дабы осваивали и защищали наши новые рубежи. Одобрив данную инициативу, император Николай I издал указ об учреждении Забайкальского казачьего войска — 17 марта 1851 года, в день памяти преподобного Алексия, человека Божьего. Отныне этот праведник считался небесным покровителем дальневосточных казаков.
В ХРИСТИАНСКОЙ Руси святого Алексия всегда хорошо знали. Сын римского сенатора Евфимиана, он, всей душой стремившийся к Господу, послушно выполнил в свое время волю отца, женился на девушке царского рода. Однако в брачную ночь отдал ей обручальное кольцо и покинул родной дом, разом отбросив прежнюю жизнь с ее бытовыми удобствами. Всецело отдавшись Божьей воле, сел в порту на первый уходивший от пристани корабль. Через тысячу миль от Рима, в Эдессе раздал по прибытии все, что у него было, и стал нищенствовать на паперти храма Пресвятой Богородицы. Питался хлебом и водой, непрестанно молился. Родители долго искали сына, а слуги, добравшись до места его пребывания, не узнали в оборванном нищем бывшего хозяина и подали ему милостыню.
Через 17 лет церковному сторожу во сне явилась Сама Богородица. Она велела ему ввести Алексия в храм и назвать человеком Божьим. Горожане скоро узнали, что среди них появился настоящий святой, и принялись его обхаживать, славословить. От новых, порожденных известностью соблазнов он бежал. Снова сел на корабль, намереваясь плыть в Тарс, однако могучая буря отнесла судно к берегам Италии. Алексий, решив, что такова Божья воля, пришел в родной дом, где встретил отца, а тот в изможденном страннике сына не узнал. Скиталец заявил, что хозяев за предоставленный ему приют благословит Бог, Который вернет им пропавших членов семьи. Евфимиан, прослезившись, приказал слуге поселить убогого в каморке у ворот и регулярно приносить ему остатки яств с хозяйского стола. А человек Божий стал раздавать еду другим нищим, оставляя себе немного хлеба и воды, непрестанно проводил время в молитвах, отлучаясь из «гостиницы» лишь в храм для причастия. Отцовские рабы над ним издевались, насмехались, обливали его помоями. Он все кротко сносил, зато страдал, когда видел и слышал, как родные люди переживали за него самого.
Спустя еще 17 лет папа Иннокентий служил в соборе Святого Петра литургию, на которую собрались император Гонорий и вся знать. Из алтаря в тот день вдруг прозвучало: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Люди переполошились, устроили специальные моления, чтобы выяснить, о ком шла речь. Через несколько дней тот же голос известил: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите». Сенатор в ответ на обращение императора и папы в полном недоумении развел руками, слуга же, приносивший Алексию еду, подсказал: не этого ли странника все ищут?
Когда явились в каморку, святой уже ушел в мир иной. Лицо его сияло, а в ладони было зажато письмо (предвидя кончину, он изложил некоторые обстоятельства своей жизни). Взять и прочесть послание не получалось, пока вслух не попросил об этом папа. Наконец рука покойного раскрылась, то, что он написал, зачитали, а затем оба римских властителя пали ниц. Они-то и понесли носилки с Алексием — так светский и духовный властители Рима поклонились высшей, Божьей власти. Тело выставили в храме, и только теперь Господь показал, какую благодать обрел почивший праведник: его мощи источали благовонное миро, к ним стекался народ, исцелялись больные, калеки, одержимые...
В нашей стране Алексия почитали издревле. Странники, юродивые, калики перехожие у русского народа всегда пользовались особой любовью и почитанием. Когда-то слово «убогий» было вовсе не оскорбительным. Не подать милостыню человеку «у Бога», непосредственно находящемуся под Его покровительством, значило отказать Самому Христу. И наоборот, если поможешь убогому, то на Страшном Суде, как учит Евангелие, это непременно тебе зачтется. Житие преподобного Алексия было на Руси самым известным и читаемым, а среди неграмотных широко распространялось в песенных переложениях. В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев очень красочно описал, как в Клину слепой старик пел об Алексии, человеке Божьем, и толпа растроганных слушателей заливалась слезами. К этой пронзительной теме обратился в свое время великий композитор Римский-Корсаков, посвятивший преподобному кантату.
Служить Господу можно по-разному. В XII веке ростовский священник Леонтий нарек в честь человека Божьего собственного сына. Тот также презрел уют родного дома, но подался не в нищие, не в усердные молитвенники, а в богатыри. Алеша Попович завершил свой путь земной, защищая Родину в страшной битве на Калке, ведь Алексий так и переводится — «защитник».
Умиравший в Городце святой князь Александр Невский принял это имя при постриге. Еще в детстве Александра Ярославича многие знали как малого «не от мира сего». Он мечтал бросить княжеские покои, уйти со странниками на Святую Землю. Возможно, еще во времена его правления безвестный купец привез в Новгород из Рима часть мощей преподобного Алексия (их обрели в 1216-м), и доставленная на Русь святыня стала одной из главных в Софийском соборе. Великий князь лишь перед кончиной смог осуществить давнюю юношескую мечту — отрешиться под куколем смиренного схимника от власти, почета и прочих земных благ: был, по-видимому, явлен некий знак от его нового небесного покровителя. Если рука усопшего человека Божьего отдала последнее послание по просьбе папы, то ладонь Александра-Алексия в гробу разжалась для митрополита Кирилла, дабы принять грамоту об отпущении грехов. Ну а защитником Руси самый известный в ее истории князь как являлся при жизни, так и остается до сих пор.
Благодетель нищих и убогих Иван Калита носил для них кошель с монетами, за что получил второе прозвище — Иван Добрый, а его крестником был Семен Бяконт, взявший в свое время пример с человека Божьего: расстался с боярством, карьерой, родовыми богатствами и принял постриг с именем Алексий. Дальние странствия на его долю тоже выпали. Не личной выгоды ради отправлялся он то в Константинополь, то в Орду, терпел издевательства, голод, холод. Когда схватили литовцы в Киеве, несколько лет провел в тюрьме. В итоге стал святителем Алексием Московским, наставником юного князя, будущего Дмитрия Донского, главой его правительства, удостоился великой благодати, исцелял больных и бесноватых. В честь небесного покровителя основал в Москве Алексеевский стародевичий монастырь. Обитель несколько раз меняла место, и там, где она находилась в XIX веке, Николай I начал строить храм Христа Спасителя (монастырь тогда переехал в Красное Село, став Ново-Алексеевским).
Особенно чтил человека Божьего окрещенный в его честь царь Алексей Михайлович, который старался подражать святому в кротости, смирении и заслужил прозываться Тишайшим. При нем была составлена церковная служба Алексию, человеку Божьему. По дороге, ведущей в Троице-Сергиев монастырь, государь велел построить путевой дворец и деревянную церковь в честь своего небесного покровителя. Благодаря храму село Копытово стало Алексеевским (сегодня мы знаем это место как район в черте Москвы с одноименной станцией метро). Последовательный защитник православия Алексей Михайлович разгромил поляков, спасая украинских единоверцев.
Алексию, человеку Божьему, усердно молились те, кто покидал в поисках лучшей доли родные края и селения. Многие направлялись на юг, в привольное, но опасное степное приграничье, заселяли и возделывали плодородные земли, обороняя их от хищных соседей. Так храмы в честь святого возникли в Воронеже, Курске, Харькове, на Донецкой и Луганской землях. Весьма почитали преподобного Алексия и в Сибири: землепроходцы — те же странники, оставляли отчие дома, привычный, налаженный быт, шагали через тайгу, болота, метели, морозы, туда, «куда Господь выведет».
В Якутске именем преподобного скитальца боролись за правду и справедливость. Некий Никита Малахов в 1651 году объявил: во сне ему явился Алексий, человек Божий, который велел не пускать в церковь стяжателя-хищника воеводу Дмитрия Францбекова, «пока не прекратит воровства». 17 марта, в праздник святого, прихожане в храме зашикали на лихоимца и прогнали его вон. Воевода рассвирепел, ответил арестами, даже заслоны выставил, чтобы жалобы до Москвы не дошли. Но царь Алексей Михайлович про тамошние безобразия узнал и подданных защитил, Францбекова снял, а неправедно нажитые богатства у него конфисковал.
При этом же государе развернулось освоение Забайкалья. В 1648–1654 годы были основаны Баргузинский, Верхнеудинский, Иргенский, Нерчинский, Ачинский, Албазинский, Кумарский остроги.
20 августа 1655-го истово и регулярно молившийся своему покровителю царь отправил указ енисейскому воеводе Ивану Акинфову об учреждении нового российского воеводства в Даурских землях с центром в Нерчинске. А с изданием подписанного 17 марта 1851-го документа старшинство Забайкальского казачьего войска официально находится под покровительством Алексия, человека Божьего. Можно ли считать такую цепь событий случайной?
Казаков всегда называли «воинами Христовыми», стало быть, они тоже — люди Божьи, пусть и с другим статусом: служили Ему не только молитвами и постами, но и оружием. Защищали веру, царя и Отечество, оставляли ради этого без раздумий семьи, нажитое добро. Зачастую и своими жизнями жертвовали. Ибо Алексий — это прежде всего защитник.