Праздник начала летоисчисления

Рождество Христово — самый известный христианский праздник, хотя бы потому, что именно от этого События мы отсчитываем наше летоисчисление, о чем некоторые люди, получившие атеистическое воспитание, иногда забывают.

2011 лет прошло не с какого-то формального рубежа, о котором "ученые договорились", а с воплощения того, Кто создал этот мир и нас самих, и Кто может в любой момент прервать его существование. Поэтому до тех пор, пока мы отсчитываем наше летоисчисление от Рождества Христова, мы еще можем надеяться, что живем в хоть сколько-нибудь христианской цивилизации, а ведь у разных революционеров, от французских до русских, были попытки насадить в мире собственные летоисчисления, от своих собственных революций, но пока эти попытки не удались.  


Переживание и осмысление одного только праздника Рождества Христова составило целый мир европейской культуры от России до Америки, одна только эта тема может служить универсальным ключом к пониманию нашей литературы, искусства, философии и т. д. Не самый религиозный поэт Иосиф Бродский всю жизнь писал по одному стихотворению на каждое Рождество и передавал свое удивление от празднования в Венеции: "Рождество без снега, шаров и елей у моря, стесненного картой в теле…"

Действительно, нам, людям северной части мира, невозможно представить себе Рождество "без снега, шаров и елей", но на самом деле историческое Рождество Христово происходило без этих атрибутов нашего Нового года — вместо снега там был песок, вместо шаров звезды, а вместо елей пальмы. Точнее говоря, это наши рождественские атрибуты возникли "вместо" песка, звезд и пальм, столь знакомых жителям Палестины.

Он родился не в царских палатах в сопровождении официальных торжеств, как подобало бы всеми ожидаемому Мессии из царского рода, а в хлеву провинциального города Вифлеема (8 километров к югу от Иерусалима), в окружении овец и коров, где его мать Мария и отчим Иосиф остановились на время, потому что все гостиницы в городе были заняты. Есть ли смысл в столь скромном, на первый взгляд, рождении нашего Бога? Конечно, есть: "ибо сила моя свершается в немощи" — говорит Господь апостолу Павлу (2 Кор 12:9). Вообще, всё, что связано с Христом, имеет смысл, и несмотря на внешнюю скромность его появления на свет, многие обстоятельства этого появления были предсказаны пророками Ветхого Завета. Например, почему Иосиф и Мария, жители города Назарета из Галилеи, в то время как Мария была на последнем месяце беременности, вдруг оказались в столь негостеприимном Вифлееме? Потому что они пришли в него на перепись населения, проводимого властями Римской империи, которая к тому времени оккупировала всё Восточное Средиземноморье. Почему именно в Вифлеем? Потому что каждый человек должен был пройти перепись "в своем городе", то есть там, где жил его род. Иосиф и Мария были из рода царя Давида, родившегося и помазанного на царство в Вифлееме, и иудеи знали, что ожидаемый ими Мессия и Царь появится именно из рода Давида. Поэтому Иосиф и Мария отправились именно в Вифлеем и поэтому именно в Вифлееме родился Иисус Христос (Христос и Мессия означают одно и то же — "помазанник").

Однако если в понимании ветхозаветных иудеев Мессия должен был только избавить израильский народ от его страданий, то Новый Завет открывает нам несравнимо более важный смысл его прихода — избавление всего человечества от последствий грехопадения и открытие пути к обожению. После грехопадения природа человека глубоко больна своим несовершенством и исцелить эту болезнь самому человеку не под силу, это может сделать только сам Господь, а для этого ему нужно воплотиться в человеческую природу и совершить подвиг искупления, недоступный даже самому совершенному человеку. Именно в искуплении человека состоит основной смысл воплощения Бога и именно поэтому Рождество Христово овеяно такой бесконечной радостью для всех христиан, сравниться с которой может только еще более значимое событие — его Воскресение.

Несмотря на то, что Рождество Христово для очень многих христиан, особенно на Западе, остается самым популярным праздником, далеко не все понимают, что на самом деле означают слова "рождение" или "воплощение" Бога на Земле, какова внутренняя логика этого чуда. Действительно, если Бог безначален и бесконечен, то почему мы вдруг празднуем его рождение, как будто его когда-то не было? Все сознательные христиане помнят, что христианский Бог — это Троица, а именно три равночестных Личности Отца, Сына и Святого Духа, которые создали мир и управляют им при абсолютном взаимном согласии. Поскольку Бог-Троица существовал до творения мира, то его природа нетварна и стать тварной она никак не может, как не может бесконечное стать конечным. Поэтому нельзя сказать, что божественная природа Бога вдруг стала человеческой, в этом даже нет никакого смысла.

Но между тем христиане часто встречаются с изречениями, подобными известной фразе отца Церкви св. Афанасия Великого (IV век) "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом". Дело в том, что три Лица Божественной Троицы свободно владеют общей для них божественной природой, а также могут овладеть и той природой, которую они создали, а именно человеческой. Для искупления поврежденной грехом человеческой природы и спасения мира три Лица Божественной Троицы решили послать в мир одного из них, а именно Бога-Сына, который, приняв человеческую природу, родившись от конкретной матери и обладая человеческой природой, будет проживать жизнь человека и испытывать те страдания, которые испытывают многие люди.

Не природа абстрактного Бога воплощается в абстрактной природе человека, а Личность конкретного Бога-Сына, сохраняя свою божественную природу, также овладевает конкретной природой человека, почему Иисус Христос называется Богочеловеком, он истинный Бог и истинный человек. И не дух Бога овладевают телом человека, а Личность Бога-Сына овладевает всей природой человека, и телом, и душой, иначе искупление касалось бы только телесного несовершенства. Только потому, что Бог обрел человеческую природу, человек отныне получил возможность, через Крещение и христианское совершенствование, обрести природу Бога, когда уже личность самого человека, сохраняя свою тварную человеческую природу, также постигает нетварную божественную природу, — прежде всего, в святом причастии, которое происходит на каждой литургии. Этот встречный процесс постижения божественной природы со стороны человеческой личности и называется "обожением".

Интересно обратить внимание на тех людей, которые первыми признали в родившемся Младенце ожидаемого Мессию. Если не говорить о самой Марии и Иосифе, такими людьми были не какие-либо иудейские мудрецы и политики, как можно было бы себе представить, а люди весьма случайные, хотя и не более "случайные", чем хлев в Вифлееме. Этими людьми были пастухи, сторожившие ночью свое стадо на поле недалеко от Вифлеема. Именно этим людям неожиданно явился Ангел с многочисленным небесным воинством, и возвестил им о рождении в "городе Давидовом" Спасителя, которого они найдут в "пеленах, лежащего в яслях" (Лк 2:12). И хотя никаких официальных государственных торжеств по поводу этого События не было, зато всё воинство ангелов на небе ликовало: "слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк 2:14). Нашедши Младенца, пастухи рассказали о том, Кто Он "всем слышавшим" и, по возвращению, славили Бога за эту Благую Весть. Также как хлев был одним из самых скромных мест для рождения Мессии, так и пастухи — одни из самых простых и бедных профессий, какие были возможны в Палестине того времени. Сравниться с пастухами могут только рыбаки, но вместе с тем обе профессии символизируют собой миссионерство — "ловля человеков" (Лк 5:10), и наставничество — "паси овец Моих" (Ин 21:15). С одной стороны, Христос приходит ко всем, но прежде всего к самым нуждающимся людям, пастухам и рыбакам, но с другой стороны, ему самому нужны, прежде всего, те, кто будет продолжать его дело на Земле, кто будет собирать людей и наставлять их именем Христа.

После пастухов о рождении нового Царя Иудейского узнали волхвы с востока — жрецы языческого культа, увидевшие на небе звезду, которая для них стала знаком этого События. Волхвы пришли к самому царю Иудеи Ироду, справедливо полагая, что он уж точно должен знать, где родился новый Царь, тем более, что он, скорее всего, должен приходиться ему родственником, но Ирод не только не знал об этом, но даже испугался этой новости и, собрав первосвященников иудейских и книжников, спросил у них, где должно родиться Мессии (Христу). На это первосвященники и книжники ответили словами из ветхозаветного пророка Михея: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ мой, Израиля (Мих 5:2). Тогда Ирод направил волхвов в Вифлеем и попросил их вернуться и рассказать ему самому о том, где находится этот Младенец. Волхвы вновь пошли за звездой, пока она не остановилась на небе и открыли для себя то место, где обитала семья Христа. Как и пастухи, волхвы поклонились Младенцу, а также подарили ему три дорогих подарка — золото, ладан и смирну, а потом ушли в свою страну, потому что Ангел во сне повелел им не возвращаться к Ироду. Золото было подарено Младенцу как царю, потому что Христос — истинный царь, и не только иудейский, но и всего мира. Ладан как первосвященнику, потому что Христос — истинный первосвященник истинной религии. Смирна или миро (благовонная смола) — как тому, кто должен будет умереть за людей, поскольку смирной умащивали тело умершего человека. Не случайно и золото, и ладан, и мирро используются в церковном богослужении. В толковании Евангелия от Матфея отец Церкви свт. Иоанн Златоуст писал: "Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, — Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев". В отличие от простых пастухов, волхвы с востока — люди совсем не простые и наставники совсем не символические, а реальные, но только до сих пор их учение было во многом ложным и истинный Бог открывался им не через своих ангелов, а через звезды, насколько они могли понять таким образом его Благую Весть. Теперь же они узнают о Боге даже то, что не могут или не хотят понять иудейские жрецы, отвергнувшие Христа. Потому что родившийся в Вифлеемском хлеву Младенец совершит свой искупительный подвиг для всех и каждого: так началась история Нового Завета и всего христианского мира.
pravda.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе