Православным больше двух не собираться?

Вообще истерика толерантной общственности по поводу массового паломничества к Поясу Богоматери весьма показательна. И причина весьма понятна. Они привыкли показывать нам телеролики с Курбан-Байрама, пугать тысячными толпами мусульман и чувствовать себя в безопасности. Мол, никто не сможет взять нашу многонациональную крепость, которую защищают миллионы отважных шахидов.

И вдруг, выясняется, что существуют поводы и обстоятельства в которых русские православные люди выходят на улицу в огромном числе по своим религиозным причинам, ну никак не менее веским, чем у мусульман на байрамы. И вдруг оказывается, что русских православных так много, что они начинают мешать движению.


Толерантные явно занервничали. Как же так. Это ведь только мусульманам можно.


И еще - из разговоров в фейсбуке, весьма типичный, на мой взгляд, диалог:


Вопрос: Испытываю некоторое смущение в связи с сюжетом про Пояс Богородицы.

Мысли мои противоречивы.

С одной стороны, есть в этом что-то языческое, магическое и шаманское. Коль скоро Богородица человека видит, слышит, знает и любит - зачем пояс? Достаточно ведь любой молитвы, любого храма, любой иконы - а брать штурмом реликвии не нужно. Если в реликвии есть нечто "особенное" - то это уже магия, а не христианство, разве нет?

С другой стороны, я остро чувствую, что, должно быть, в реликвии что-то особенное все-таки есть. И вообще - так рассуждая, можно дойти до абсолютного толстовства. Коль скоро есть человек и есть Бог - зачем что-либо третье в принципе? А зачем-то оно нам нужно при этом.

Сложный вопрос, тяжелый.

Так и со внешней стороной мероприятия.

С одной стороны, хорошо, что люди массово собираются не на футбол, не дудеть и орать на очередной День города, а по поводу куда более серьезному. И организовано оно более-менее пристойно. Да и "автолюбителям" слегка попортили жизнь, а это всегда приятно, ибо нет ничего хуже засилья машин в центре.

Но при этом - есть в этой 12-часовой очереди и что-то болезненное и печальное. Само по себе христианское чувство ведь не поведет еще туда бежать и там дежурить. А что? Стадный инстинкт и шумное событие как таковое? Стремление к магии, опять же? Или просто - полная русская безнадежность, когда этой женщине 50-70 лет (а их там, по-моему, больше всех) надеяться не на что, только на Пояс?

Последнее, мне кажется, вернее всего.

И все-таки я не знаю, что обо всем этом думать.

Думаю сразу все.


ЕХ: Что меня в тебе убивает, так это постоянное стремление высказываться о православии, при этом сочетающееся с абсолютным нежеланием в нем разбираться.


Вопрос: Ну, хорошо. Давай исходить из того, что я неправ. Ты можешь коротко пояснить, чем убедительно доказывается отсутствие языческого и магического момента в поклонении Поясу?


ЕХ: Понятие язычества и нечестивой магии введено Христианской Церковью для обозначения того, что совершается в интересах бесов вне Ее ограды. Превращение этих понятий в культурологическую абстракцию в секулярной науке делает их бессмыслицей, наподобие той, которую проповедовал Берлиоз Бездомному. Присутствие Божией силы и благодати в материальном объекте не есть язычество. Язычество это присутствие в материальном объекте беса ложно выдающего себя за божество. Я бы привел пример типичного языческого культа центре Аравийского полуострова, но пожалуй помолчу.


Вопрос:  То есть магизм это не практика определенного рода, а практика без лицензии? Все-таки главная проблема-то - если человек хочет помолиться Богородице, зачем нужно рваться к Поясу? Чем Пояс лучше, в чем "особость" - та правильная особость, которая не является магизмом?


ЕХ: Магизм и идололатрия это поклонение тем, кто поклонения не достоин, то есть бесам, выдающим себя за божества. Что до Пояса, много ли ты знаешь доступных тебе лично вещей, которые принадлежали Самой Богородице? Это ведь просто даже интересно - прикоснуться к такой реликвии. Если отказывать людям в праве на такой интерес, то можно так же сказать, что незачем ездить в Иерусалим или в Троице Сергиеву Лавру. Да и Пасху праздновать незачем - каждое воскресение в каком-то смысле пасха. Получится унылое однообразное нерасчлененное пространство кастрированного протестантизма.


Вопрос: О! Вот, Егор, дело в том, что я тоже так думаю. Я как раз не противник всего перечисленного и не сторонник протестантизма крайнего или толстовства. Но. Меня смущает то, что догматически все это излишне, а не излишне - только эстетически или…Еще

И кстати, разве не может быть вторжения магизма внутрь христианства? Бес не может притвориться ангелом? Формально церковный человек не может извратить веру? И вот противники имяславия например - они почему его отвергали? Не видели ли они в нем магизма?


ЕХ: Позволю себе длинную цитату из 91 правила Василия Великого:


"Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от Апостольского Предания, по преемству втайне, и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия. И этому не воспрекос-ловит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо если предприимем отвергать неписанные обычаи, как невеликую имеющие силу, то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или более того сократим проповедь в одно лишь имя без самой вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил этому Писанием? К востоку обращаться в молитве, какое Писание нас научило? Слова призы-вания при преложении хлеба Евхаристии и чаши Благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул Апостол или Евангелие, но и прежде и после оных произносим и другие, как имеющие великую силу в Таинстве, приняв их от неписаного учения. Благословляем также и воду Крещения и елей Помазания, еще же и самого крещаемого, по какому Писанию? не по Преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еще? самому Помазыванию елеем, какое писаное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека? и прочее, бывающее при Крещении: отрицаться сатаны и аггелов его, из какого взято Писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое Отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охранять святыню Таинства".


Вопрос: Понимаю. Но и все же не каждое ненаписанное в Евангелиях обстоятельство христианство есть элемент догматически необходимый и сакральный. Очень многое менялось со временем. Например ты сам хорошо знаешь, что для 19 века еженедельное причастие это дикая идея.


ЕХ: Бес может притвориться ангелом, но, так сказать, в частном порядке. Мороча голову человеку. А никак не в образе всенародно почитаемой христианской святыни. Так что народное благочестие, не будучи _сущностью_ христианства является вполне допустимой формой его бытования. Скажем любимая тема обличения "православного неоязычества" - какому святому молиться в случае каких болезней. С одной стороны, это нечто избыточное. С другой, ничего недолжного в этом нет, ведь если ты помолишься этому святому,то он и в самом деле помолится за тебя перед престолом Божиим. Это структурирует культ и это как правило идет культу на пользу. Если не становиться заложниками этой структуры.

Нельзя становиться _заложниками частностей_. То есть если какая бабка приложившись к Поясу решит, что она святей своей соседки, то она дура. Но это все-таки проблема бабки, а не Пояса.


Вопрос: То есть позиция такова: да, это догматически излишне и необязательно, но это не магизм, поскольку все равно обращено ко Христу, а не к Перуну, например, а просто милая народная такая частность, подробность, и пусть она будет, хуже не будет. Так?


ЕХ: Это не обязательно в том смысле, что никто не обязан паломничать, прикладываться, особо почитать конкретную святыню и т.д. Никакого догматического требования нет. Мало того, принуждение к таким вот конкретным формам почитания - всех подряд - это не христианское мнение. Скажем, в Христианстве бессмысленна идея Хаджа, хотя можно было бы навертеть вокруг Иерусалима. Но есть требование уважать святыни и реликвии в принципе. То есть если кто-то говорит, что он "не понимает кто кроме быдла может почитать тряпки с костями, именуемые мощами святых", то он совершает именно догматическую ошибку, которая, в случае упорства, ставит его вне Церкви.


Егор Холмогоров


Русский обозреватель

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе