Одним из самых важных христианских праздников является Успение Богородицы — день, когда состоялось погребение Девы Марии.
Старинное слово «успение» еще в XIX веке употреблялось и по отношению к обычным людям.
Победа над смертью
Русская традиция называть умершего «усопшим», то есть уснувшим, напрямую связана с православием и христианской догматикой. Согласно Книге премудрости Соломона, входящей в Ветхий Завет, «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия». То есть первые люди, Адам и Ева, стали смертными по собственной вине, совершив первородный грех. Именно поэтому важнейший догмат христианства – это догмат о всеобщем воскресении из мертвых, который, в свою очередь, логически проистекает из догмата о телесном воскресении Христа. В Первом послании апостола Павла к Коринфянам и в Откровении Иоанна Богослова Иисус Христос именуется «первенцем из умерших», положившим начало будущему воскресению всех людей как душой, так и телом, которое должно свершиться в конце времен после второго пришествия и стать для всего рода человеческого началом жизни вечной.
После восстановления в своем земном теле, которому, по слову апостола, подобает стать нетленным и бессмертным, как праведники, так и грешники должны будут предстать перед Иисусом Христом в Судный день, где окончательно определится место их дальнейшего пребывания – рай или в ад. До этого же момента мертвец как бы «спит» в своей могиле, в то время как душа его на третий день после смерти отправляется на частный суд к Богу, знакомится с раем и адом и, в зависимости от содеянного в течение жизни, либо ожидает часа Страшного суда в преддверии рая, либо искупает муками свою вину в руках демонов. Отсюда также и понятие «покойник» – человек, находящийся в покое, отдыхающий у Бога.
Вера во всеобщее воскресение и восприятие смерти как временного «сна» обусловливает и трепетное отношение русских к погребальной обрядности и поминовению усопших. Поскольку для православного христианина земная жизнь – это лишь приготовление к Царствию Небесному, а смерть – рождение в вечность, все церковные и народные русские обряды, связанные с проводами покойника на тот свет, лишены трагизма и преисполнены надежды.
Так, омывая тело усопшего, облачая его в саван и полагая во гроб, окропленный святой водой, русские отдают дань еще ветхозаветным традициям, подробно описанным в Библии. Обряд отпевания также полностью отражает идею рождения усопшего в вечности, его грядущей победы над смертью, а потому по своей торжественности отпевание во многом перекликается с пасхальной службой: священник облачается в белые одежды, родные и друзья покойного приходят в церковь с цветами. Завершается обряд отпевания перезвоном колоколов, от маленького колокола до большого, с последующим ударом «во вся» – общим колокольным аккордом, символизирующим обрыв земной жизни и крестную смерть Христа. Таким образом, отпевание – это не только скорбь по умершему, но и радость, что для него закончились все земные тяготы и душа его теперь свободна.
Поскольку «усыпание» в православии считается лишь временным состоянием человека, на Руси в дореволюционные времена также существовала традиция с момента смерти и до самого погребения накрывать лицо покойного белой тканью, чтобы родные и близкие сохранили его в памяти живым. От данной традиции отказались уже в советский период, когда накрывать лицо усопшего стали только в самом конце обряда отпевания. С моментом «рождения в вечность» также связана и русская православная традиция отмечать не дни рождения усопших, а годовщину смерти.