Перед судом Пилата

По Мышкинскому району разошлись десятки маленьких картонных иконок с ярославским образом Пресвятой Богородицы. Как значится на обороте их, это «Благословение святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в память о посещении Ярославской и Ростовской епархии 9 - 12 сентября минувшего года». Побывав 9 сентября в Мышкине, в Успенском соборе, патриарх сказал слово и подарил прихожанам икону Богоматери. Этот образ особо чтим на Ярославской земле.  

У каждой иконы своя судьба. Бывает, что она, как ручеек, уходит глубоко под землю, а через десятилетия снова становится явной. Так было и с местными, мышкинскими иконами.

Как-то довелось познакомиться с дневниками, в которых нашлись и записи о том, как закрывали здесь Никольский собор. В те времена жил в городе некто Платон Ярославов. Работал счетоводом. И в двадцатых, и в тридцатых годах минувшего века, не мудрствуя лукаво, подобно летописцу он тайно вел хронику города Мышкина.

Ярославов сообщает, как увозили колокола на переплавку, как торопливо переделывали собор в клуб, чтобы отметить в нем очередную годовщину революции 7 ноября 1934 года. Уточнил даже, что праздник тот был хмурым, с утра шел снег с дождем.

Помню время, когда в Мышкине еще были живы очевидцы этого события. Так, Евфимия Ивановна Платонова рассказывала, как она со своим мужем Дмитрием Платоновичем впервые пришла в Никольский собор, уже переделанный на клуб. Сидели, смотрели кино, а когда фильм закончился и зажгли свет, муж увидал, что под ногами у них лежит большая икона, изображающая Спасителя, идущего по бурному морю. Стало после того сеанса верующим супругам как-то не по себе. «Разве для того иконы, чтобы по ним топтаться ногами?» - сетовал бывший николаевский солдат Платоныч, придя домой.

А через неделю гуляли они по волжскому бульвару и увидели, что там, под березой, валяется та же самая икона. В соборе, по их словам, образ этот стоял в нише притвора. Доска - с метр высотой. В шестидесятых годах минувшего века Платоныч заболел раком. Однажды ночью, как рассказывала Евфимия Ивановна, в их доме на улице Горького Спаситель упал с полки. В ту же ночь Платоныч умер. Теперь, после смерти хозяев, этой иконы давно уже нет в старом доме, она путешествует где-то по бурным российским просторам.

Помню, как во время реставрации я внимательно осматривал Никольский собор. В нем только что разобрали перегородки с остатками партийных лозунгов. Здесь, в бывшем ДК, проводили все торжественные мероприятия и танцевальные вечера. Реставраторы показали мне несколько старых толстых досок. Это были иконы с содранным красочным слоем - они служили вместо половиц. «Танцевали прямо на святых ликах», - так говорят теперь об этом люди. Тут и вспомнился рассказ Евфимии Ивановны, и стало понятно, почему вдруг на полу, прямо под ногами у кинозрителей, оказалась икона.

Когда в соборе разобрали сцену, то увидели по бокам остатки иконостаса. Сусальное золото тускло заблестело в сумраке, перенося в иное время, в иной мир. И тут вверху, под слоями фанеры, открылась одна уцелевшая икона. На ней был изображен Христос в терновом венце, стоящий перед судом Пилата. Все эти годы он невидимо присутствовал под старинными сводами, где проходили партконференции и читались лекции по атеизму. Президиум как раз и располагался в алтаре, на сцене. Там же, кстати, оборудовали и туалет. Случайно ли сохранился этот образ? А может, кто-то нарочно или побоявшись тронуть оставил его в иконостасе?

Переделка алтаря, как заключили реставраторы, была сделана торопливо, что подтверждают и записи в дневнике счетовода Ярославова. Стойки иконостаса, например, можно было аккуратно перепилить, но их наспех перерубили прямо топором. Поэтому, может, и икону вынимать не стали, заколотили второпях и забыли. Во всяком случае, явление ее и сейчас многие верующие расценивают как чудесное.

Но, увы, иконы не только являются, но и исчезают. Может, таких печальных случаев за минувшие времена было и больше…

Далека дорога до некоузского села Шелдомежь, где до революции процветал монастырь Шестоковской иконы Божией Матери. Чудесным образом явилась она еще в восемнадцатом столетии в Москве, в доме секунд-майора Скрипицына. Прислуга обнаружила холст с изображением Богородицы на шестке печки, куда икона выпала из трубы: в одном месте, на руке Святой Девы, были следы ожога.

Скрипицын отвез это изображение в свое владение, в село Шелдомежь. Позднее обретенная икона прославилась многочисленными чудесами. Так, не одну страницу в летописи монастыря занимает перечисление исцеленных жителей Мологского, Мышкинского и Кашинского уездов. Причем все они названы поименно. Последний случай зафиксирован в 1898 году, когда исцеление от грозящей ей слепоты получила пятнадцатилетняя мышкинская девочка Катя Степанова.

В тридцатых годах монастырь разрушили. А чудотворная икона была укрыта в деревне Зайцево у одной из жительниц. Когда старушка эта умерла, местная власть, давно следившая за святыней, паломничество к которой не прекращалось, упрятала икону в склад сельпо в Родионове. Но кладовщик, сам человек верующий, допускал к ней народ на поклонение. Тогда Шестоковскую Божию Матерь, уже в начале семидесятых годов, увезли в Некоуз на склад райпотребсоюза.

Есть очевидцы, которые говорят, что видели в последний раз чудотворный образ в некоузской конюшне. Конюхи для забавы метали в него ножи, и весь изрезали в лоскутья. По другому преданию, икона все же уцелела и была изъята Некоузским РОВД, а затем передана в Рыбинск, в КГБ, где образ Богоматери, явившейся когда-то с ожогом на руке, был уничтожен - сожжен в огне.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе