Караваджо "Уверение Фомы"
Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав проповедь Иисуса Христа, Фома оставил все и последовал за Ним, став одним из двенадцати учеников Спасителя.
После Своего воскресения Христос явился десяти апостолам — среди них недоставало предателя Иуды и Фомы. По свидетельству Священного Писания, Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении. "Если не увижу на Его руках ран от гвоздей и не прикоснусь к ним, не поверю", — говорил он. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал свои раны. "Господь мой и Бог мой!" — воскликнул святой апостол.
"Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благости Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".
И действительно, когда апостолы бросили жребий, кому в какую страну идти проповедовать, Фоме "не повезло" больше всех. Ему досталась Индия, далекая от Палестины и географически, и культурно. Апостол долго не решался идти туда с проповедью Воскресшего Христа, пока Спаситель не явился ему во сне, пообещав свою всесильную помощь.
По преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. В заморскую Индию он попал интересным способом. Индийский царь Гундафор захотел построить себе такой же дворец, какие были у римских императоров. Золота на это предприятие у него было предостаточно, а вот со строителями возникли проблемы: никто в Индии не рискнул взяться за такое сложное и ответственное дело. Гундафор послал своего купца Авана за море искать талантливого и опытного архитектора.
Таким архитектором представился апостол Фома. Аван нанял его, они сели на корабль и после многих захватывающих приключений достигли берегов Индии. Там царь показал Фоме место, на котором должен быть возведен дворец, дал ему много золота на строительство и отбыл по своим делам. Фома же раздал все царское золото нуждающимся и начал проповедовать Христа и крестить уверовавших.
Прошло время. Царь послал узнать, как продвигается строительство. Фома доложил, что почти все готово, осталась лишь крыша. Обрадованный Гундафор послал апостолу еще золота, которое тот не замедлил раздать нищим. Вскоре царю донесли, что Фома его обманывает. Он возвратился в свою столицу и потребовал у апостола объяснений. Тот отвечал, что выстроил царю роскошные палаты, но не на земле, а на небе. Возмущенный царь отказался верить этой нелепице и посадил Фому вместе с нанявшим его Аваном в темницу, намереваясь в ближайшее время казнить их. Однако Гундафора неожиданно отвлекло от этих проблем трагическое событие: умер его брат.
Брат царя попал на небо. Там его встретил ангел и начал водить по каким-то местам и показывать различные дворцы. Один из них поразил покойного своим великолепием и изяществом. Когда ангел спросил, в каком дворце он хотел бы жить, тот указал на восхитившие его палаты. Брата ждало разочарование: ангел отвечал, что это невозможно — дворец принадлежал его брату, а построил его пришелец Фома. Находчивый брат попросился обратно на землю — купить дворец у не подозревающего ни о чем царя.
В индийской столице произошло невиданное событие: воскрес мертвец. Царь был вне себя от радости и прибежал к брату с предложением подарить ему все, что тот пожелает. Воскресший пожелал небесный дворец.
Когда царь услышал от бывшего на том свете брата его историю, он поверил Фоме и его Богу. Апостол был освобожден из темницы, крестил и наставил в вере обоих. А небесный дворец царь брату так и не подарил. Они договорились, что с помощью Фомы построят еще один.
Фома продолжил свою проповедь, многих обратил ко Христу, основал церкви и поставил в них священников. Земная жизнь его окончилась мученически: правитель города Мелипура повелел убить апостола за то, что он обратил в христианство его жену и подданных. А через время этот же правитель и сам стал христианином, когда у него получилось изгнать беса из своего сына с помощью земли с могилы святого Фомы.
Нет никакой беды или греха в том, что человек недоверчив. Во многих житейских ситуациях скепсис оправдан. Воскресший мертвец, небесные дворцы, чья-то проповедь — большинство людей сомневается в подобном. Главное — не замыкаться в собственном скепсисе и найти в себе силы поверить и изменить свою жизнь тогда, когда Истина предъявит неопровержимые доказательства своего бытия.
Правда.Ру