В пяти километрах от Пошехонья, вблизи речки Ветхи, находится
Адрианова Слобода. В старину она была хорошо известна далеко за пределами этого
лесного края – прежде всего своим монастырем, основанным преподобным Адрианом
в 1540 году. Сюда на богомолье вплоть до начала ХХ века собирался верующий народ
со всей Ярославской губернии и с соседней Вологодчины. Ведь святого Адриана
почитали как чудотворца, и у мощей его многие получали исцеление от различных
болезней.
Люди заметили чудеса после трагической смерти Адриана. Его убили
разбойники, решившие ограбить монастырь и поживиться имуществом обители. Забрали
мед, воск, книги, одежду, утварь, убили монахов, а самого Адриана после долгих
мучений бросили в бочаг речки Ушломы у села Белого. Там и обнаружили его местные
жители, захоронили у сельского храма. На могиле посадили маленькую рябинку,
у которой и начали вскоре совершаться чудеса.
Прошло 70 лет, прежде чем решились вскрыть таинственную могилу.
А когда сняли землю, увидели в истлевшем гробу нетленные мощи монаха. Вскоре
обнаружилось и удивительное сходство усопшего с игуменом Адрианом на
единственном писанном при жизни его изображении – оно было помещено на иконе,
связанной с началом строительства обители.
Так началось ее новое прославление, а сам Адриан вскоре был
причислен к лику святых угодников Божиих.
Вплоть до 1928 года здесь шли службы, монастырь на протяжении
столетий хранил строжайший устав и традиции, заложенные преподобным Адрианом,
и они хорошо известны и сегодня по многочисленным документам и хроникам о жизни
обители.
А вот о том, как закрывали ее уже при советской власти, что
стало с иноками и святынями, в том числе и мощами Адриана, в Пошехонье, похоже,
сейчас уже никто и не знает. Старожилы помнят лишь, что на территории монастыря
«всегда жили работники колхоза «Заветы Ильича». В храмах для них устроили
комнаты, а одну из монастырских построек приспособили под начальную школу.
Но к 2000 году, когда бывший монастырь решили вновь передать
Ярославской епархии, не сохранилось и этого. Матушка Дамиана, появившаяся здесь
тогда, застала лишь полуразрушенные стены бывшего Богоявленского собора,
в котором и пришлось ей поначалу крыть крышу, устанавливать печи, чтобы хоть
где-то жить и начать-таки возрождение обители.
Ныне здесь уже заметны перемены. Зовут, созывая народ на службу,
колокола восстановленной колокольни (на снимке). Утолит жажду и святой источник,
устроенный по подобию того, что сохранился лишь на гравюрах XIX века.
В надлежащий вид приведены трапезная и кухня. Возводятся сторожевые монастырские
стены.
Сейчас, правда, в обители другие насельники: матушка Дамиана
теперь трудится в Вауловском скиту под Тутаевом, а Адрианову монастырю возвращен
статус мужского. Настоятелем сюда назначен иеромонах Феодор (Казанов), бывший
келейник владыки Михея. Работы впереди много. Ведь даже на единственном пока
храме еще нет куполов.
Кроме того, братия – а их здесь с настоятелем всего пятеро
– сами обеспечивают себя продуктами и для этого развели подсобное хозяйство,
в котором числятся уже две коровы, две козы и несколько кур. Летом возьмутся
и за огород. Но главное дело монахов – это, конечно, молитва. Молитва за всех
нас, за всю возрождающуюся Россию, отметил, обращаясь к присутствующим на
празднике, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Дело же мирян, особенно
людей, преуспевших в бизнесе, помочь обители иным образом, напомнил он, ведь
именно на пожертвования людей имущих строили всегда на Руси храмы и монастыри.
Среди внимавших слову владыки таковые явно имелись, хотя
большинство все же составляли «белые платочки» – бабушки из райцентра, которых
доставили сюда по случаю торжества.
В самой же Адриановой слободе числятся постоянные жители лишь
в одном-двух домах, другие используются только под летние дачи или вообще
разрушены.