Иерей Димитрий Фетисов: Радость о толстом тренере

Глядя на большую глупость, дурак радуется: на фоне этой глупости он выглядит поумнее. Глядя на пороки человека, который своим служением декларирует борьбу с грехом, некоторые испытывают хотя бы внутреннее успокоение совести.

На самом деле мода на православие, а точнее на его обсуждение в СМИ, не пропадет никогда. Причин тут много. Попытаюсь отметить основные.

Во-первых, обсуждение тем, близких к православию, подавляющее большинство людей задевает за живое. Верующих напрягает, что будут опять говорить об их Церкви, причем чаще всего явно упрощая проблему, а то и вовсе высасывая ее из пальца.

Прочих граждан весьма раздражает отношение православных к своей вере как к чему-то надкосмичному и совершенно исключительному. Конечно, не может не раздражать и то, что частенько попы склонны обзывать «грязевые ванны», считаемые в «нормальном обществе» полезными для здоровья и приятными для досуга – свинством, ссылаясь при этом на какое-то там Евангелие и, к сожалению, не всегда дипломатично отделяя грешника от греха.

Во-вторых, написание опусов про «церковников» является весьма благодатным делом для любого журналиста или блогера, поскольку снимает целый ряд проблем:

а) в суд никогда не подадут (зачем Церкви пиарить очередного «разоблачителя», даруя рекламу и рейтинги), поэтому можно вполне безнаказанно глумиться над патриархом или сравнивать православие с раковой опухолью;

б) легко придумать проблему на лету. Самый распространённый сюжет – это начать статью цитированием какого-нибудь «православного» маргинала, недавно объявившего себя последним из Рюриковичей, и прибавить мем типа «РПЦ считает» или «православная общественность опять», игнорируя совершенно перпендикулярные мнения официальных представителей Церкви по данному вопросу или их равнодушное молчание;

в) большинство людей не разбирается в богословских и иных тонкостях земного бытия Церкви, поэтому даже моральной ответственности за явно некачественный да и просто лживый текст ни один журналист еще не понес. Как говорит бурсацкая поговорка: дурак – не поймет, умный – промолчит, ну а Господь – простит.

Помимо вышесказанного, есть еще один очень важный психологический момент. При чтении некоторых публикаций я часто замечаю смакование и чрезмерное утрирование той грязи, которая периодически, увы, проступает в нашей церковной действительности.

Про кого из двух преступников больше писали СМИ: бывшего милиционера майора Дениса Евсюкова, расстрелявшего в магазине ни в чём не повинных людей, или бывшего иеромонаха (лишённого сана) Илию Сёмина, непреднамеренно сбившего людей насмерть?

Можно провести сравнение при помощи интернет-поисковиков, например, но мне кажется, о последнем упоминаний было значительно больше. Хотя, несомненно, его преступление менее страшное, чем то, которое совершил Евсюков. Говорю это, нисколько не оправдывая бывшего священнослужителя, «монашеский» образ жизни которого не может не вызывать омерзения.

Да, не спорю, отчасти причина такого повышенного внимания в том, что люди ждут от Церкви большего и испытывают состояние шока, узнав, что «там такое может твориться». Но есть и другой момент: явные радость и удовлетворение при описывании и обсуждении происшедшего.

Обычная пошленькая радость, которую многие из нас испытывают при виде чужих недостатков. Глядя на большую глупость, дурак радуется, понимая, что на фоне этой глупости он выглядит уже поумнее. Глядя на недостатки и пороки человека, который своим служением декларирует борьбу с грехом, некоторые тоже испытывают если не радость, то хотя бы внутреннее успокоение совести.

Это как прийти в фитнес-клуб, чтобы сбросить лишний вес, и встретить там толстущего тренера. Как хорошо: тренер, а толстый. Чем же я хуже? Значит, не я такой, а жизнь такая. Закон естества, одним словом. Поэтому не стоит и стараться похудеть, раз даже у лицемерного тренера не получилось.

А жене и своей гипертонии скажу: тренер вон тоже толстый (как и все остальные, скорее всего), ну а если кто выглядит стройным – так это притворяется... Поэтому я больше не верю в само понятие здорового образа жизни и занятия физкультурой буду считать не только бесполезными, но и лживыми, поскольку если и существуют стройные и подтянутые тренеры, то это они притворяются.

Последние две истории, широко обсуждаемые в информационном пространстве, хорошо иллюстрируют именно такой подход.

Первая – трагедия, произошедшая в Кубанской митрополии, где был убит протоиерей Николай Меденцев. Писали, что его, предположительно, убил «бывший муж его жены». Тут сразу посыпались пространные комментарии о порочности убиенного, поскольку брак священника должен быть строго моногамным. Кроме этого многие сразу стали комментировать марку автомобиля, который принадлежал покойному и в котором было найдено его тело.

Человек убит, что может быть страшнее и возможно ли копаться в недостатках покойного? Да, он, может быть, был несовершенным, но так отзываться о том, с кем не был никогда знаком (как я постоянно замечаю, большая часть злорадных критиков и коллекционеров таких вот историй никогда не видывала священника вживую) – это не просто непорядочно, это бесчеловечно.

Вскоре выяснилось, что разошедшийся в СМИ текст был с опечаткой и преступник не «бывший муж его жены», а муж «племянницы покойного». Сделали ли выводы «разоблачители» и борцы за нравственность? Устыдились ли своей бесчеловечности и непорядочности? Вряд ли.

Другой пример произошёл недавно, и он тоже весьма характерен.

«Проживающая в Саратове семья обратилась в местное управление СКР с заявлением о привлечении священника кафедрального собора Сошествия Святого Духа Андрея Евстигнеева к уголовной ответственности из-за того, что во время крещения ребенка священник назвал выбранное по святцам имя для девочки «жидовским».

О чём эта история? Да ни о чём. Судя по всему, это очередной повод поглумиться над «толстым тренером». В лучшем случае, батюшка пошутил неудачно, в худшем – он не слишком изящно воспитан, если позволяет так себе разговаривать с захожанами. Ну и что тут обсуждать?

Священник уже наказан и запрещён в священнослужении (зело грамотные журналисты обозначили это фразой из сельского церковно-приходского фольклора «отлучён от службы»). Другой вопрос, зачем мстить дальше и почему у родителей возникла необходимость записывать ребёнка в члены организации, к которой у них такое недоверие, требующее вмешательства СКР, а то и ненависть?

Ещё один из тридцати тысяч тренеров «ихнего» «фитнес-клуба» оказался толстым. Вряд ли вообще они существуют – тренеры стройные, подтянутые, вежливые. Олимпийские чемпионы – единственно достойные общения со мной.

А если и существуют, то их явно не найдёшь в этой организации. Не стану искать их и в других, поскольку, скорее всего, их и там не существует. Ни одного.

Пойду попью пивка, посмотрю, как там наши в футбол проигрывают. А потом, сев за компьютер, продолжу дальше...

Воевать с неправильным мировоззрением этих неправильных и глупых православных и Тем, кого на самом деле не существует...

Иерей Димитрий Фетисов

"Взгляд"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе