О подвиге новомучеников и исповедников и о работе комиссии по канонизации святых Ярославской митрополии рассказывает епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Лихоманов).
– Что делается для сохранения памяти новомучеников и исповедников, для изучения их наследия?
– Комиссия по канонизации Ярославской епархии, а теперь и Ярославской митрополии, работает уже давно. Первоначально собирались сведения, необходимые для канонизации, составлялись жития. После канонизациипрославленный святой, конечно же, особенно почитается там, где подвизался, где проходило его служении, на родине. В большинстве случаев мы вспоминаем о наших святых в дни памяти. Тогда совершаются праздничные богослужения и молебны, где это возможно совершаются крестные ходы. В настоящее время разработана общая служба новомученикам, по которой может совершаться богослужение любому святому собора новомучеников и исповедников. Это сделано потому, что не написаны службы каждому святому. Но сейчас эта работа ведется. Например, на Пошехонье в годы гонений на Церковь пострадала мученица Анна Шашкина. Сейчас написана икона, в дни ее памяти во многих храмах, и не только на Пошехонье, совершаются богослужения. В сам город Пошехонье в день ее памяти приезжают ее родственники. Параллельно продолжается поиск документов и материалов, рассказывающих о жизни, которую она вела, о том времени. Как только эта работа завершится, можно будет говорить об издании книги о мученице Анне.
Как видим, работа ведется, но хотелось бы, чтобы на приходах, в епархии создавались музеи или уголки, посвященные новомученикам или исповедникам.
– Как собираются сведения о новомучениках и исповедниках?
– С миру по нитке – так и собираются. У нас есть доступ в специальный отдел Архива Ярославской области, где собраны все дела – современные мученические акты. Есть возможность изучать протоколы допросов и знакомиться с показаниями. Можно собирать документы в других архивах. Кроме того, помощь очень часто оказывают родственники или люди, унаследовавшие семейные архивы. Совсем недавно мне передали речь епископа Вениамина Романов-Борисоглебского, сказанную им на хиротонии. Она чудным образом сохранилась. Кто-то в свое время ее перепечатал, сохранил. Так она дошла до нашего времени. Совсем недавно ее принесли в один из угличских храмов.
Большую помощь оказывают родственники. Не так давно мы ставили поклонный крест в пос. Шестихино Некоузского района, где принял мученическую смерть священник Димитрий Вознесенский. На установку креста приехали родственники отца Димитрия. Они заинтересованы в том, чтобы восстановить жизненный путь священномученика, и сейчас уже мало-помалу собирают сведения о нем.
– Многие родственники святых стараются хранить память своих предков? Какое влияние на них это оказывает?
– Как правило, у самих родственников меняется жизнь. Открыв для себя в сонме новомучеников и исповедников своих дедушку или бабушку, может быть кого-то еще из предков, они становятся другими людьми. Те, кто были нецерковными, поворачиваются к Церкви. Ведь многие из них воспитывались в советские годы, когда о вере и Боге нельзя было и говорить.
Многие из них приезжают на дни памяти своих прославленных родственников. Например, очень часто вижу родных священномученика Петра Зефирова и исповедника Георгия Седова. У Петра Зефирова есть внучатые племянницы, которые, к сожалению, не всегда имеют возможность приехать, так как живут под Питером. Во всяком случае, у нас с ними связь поддерживается. У священномученика Николая Розова, у мученицы Анны Шашкиной и исповедницы Ираиды Тиховой есть внучки и другие родственники, и они тоже всегда приезжают на дни памяти.
– Для многих из нас представления о новомучениках укладываются в стандартную схему:человек пострадал в годы гонений на Церковь, был прославлен, составлено его житие, написана икона. Что же на самом деле включает в себя наследие новомучеников?
– Понятие это намного шире. Оно предполагает отклик в нашем сердце, движение навстречу. Поэтому наследие новомучеников, в первую очередь, — это тот жизненный пример, который может научить, вдохновить и поддержать, это та молитвенная помощь, которую мы можем почувствовать и принять в любую минуту нашей жизни.
– Бывает очень часто трудно принять эту мысль. Ведь новомученики и исповедники так близки нам по времени, они совсем такие, как мы, жили в такую же эпоху…
– У многих сложилось восприятие, что святитель Николай или блаженная Матрона – это те, у кого только попроси, и они помогут. Но, наверное,и новомученики и исповедники тоже должны стать для нас таким ярким светочем, тем более что они по времени близки нам. Их почитание должно быть всенародным. Их подвиг и их служение должны быть известны всем. Можно сказать, что сейчас мы, имея такое богатство, не делимся им, да и сами не всегда с умом пользуемся.
– Почему?
– Из-за общего состояния нашего общества. Очень часть думают: меня не касается – и ладно;кто-то другой за меня это сделает. Может быть, почаще надо задумываться о том, что кровь мучеников – семя Церкви. Из-за их подвига и мы имеем возможность молиться, восстанавливать храмы. С другой стороны, их молитвы укрепляют каждого, кто хочет идти духовным путем.
– Сейчас в мире много гонений на христиан. Если сейчас мы живем в стране, где не стреляют и не уничтожают за веру, — это не значит, что вокруг все спокойно. Каждый попадает в жизненные обстоятельства, где надо проявить волю или решимость или, наоборот, мягкость. И не всегда человек готов бывает дать тот ответ, который он считает дать для себя достойным. Он готов отреагировать в эмоциональном порыве или физически. Но не всегда готов это сделать в соответствии с убеждениями, которых придерживается. Как это было возможно новомученикам и исповедникам?
– Как и во все времена. Этот выбор всегда одинаков. Понятно, что христианство было и будет в гонении. Обстоятельства жизни могут измениться, может измениться быт, одежда, транспорт — все, что угодно, но жизнь в Боге останется неизменной. И всегда человек будет стоять перед этим выбором.
Читая жития первых мучеников, видно, какой характер носили гонения в то время. Но все равно они стойко исповедовали Христа. При изучении жизни наших новомучениковнайдетсяпредостаточно свидетельств их исповедничества, их стойкости, когда они шли и на страдания, и на смерть, но не отказывались от Христа и от веры. Единственное их отличие от нас в этот момент выбора – в их решимости.
–Когда новомученики и исповедники становились святыми?
– Конечно, можно порассуждать об этом. Мы говорим, что святыми становятся не тогда, когда происходит канонизация. Взять хотя бы священномученика Николая Любомудрова. Его жизнь еще задолго до начала гонений была благочестивой, можно сказать – подвижнической жизнью. Когда же он встретился с тем, что ему, возможно, предстоит умереть за Христа и за Церковь, он был готов к этому. Многие еще с детства мечтали, что Господь даст им Свой дар удостоиться чести мученичества или исповедничества, и об этом мы находим свидетельства в воспоминаниях. Но по допросам из следственных дел видно, что все понимали, что надо стоять до конца, стоять твердо, потому что для них это тоже было стояние в вере.
Конечно, много и тех, кто не прославлен видимым образом в лике святых, кого знает только Господь, но они у Бога и мученики, и исповедники, но в настоящее время по тем или иным причинам не прославлены.
– У многих новомучеников и исповедников была непростая жизнь. Во многом она была скорбной и трудной. Очень часто они сталкивались с откровенным злом, направленным на них. Но это их нисколько не сломило, более того, сделало их настоящими последователями Христа. Они приобрели самое главное качество, но, наверное, только так его и можно было стяжать, – любовь. Почему?
– Имелась любовь ко Христу, имелась вера. А те испытания, которые выпадали на их долю, ссылки и аресты, только укрепляли ее. Они ближе чувствовали Христа, понимали, что Он рядом, что их жизнь – жизнь во Христе.
Ярославская митрополия