Долгая дорога к храму

Церковь Всех Святых была построена в Рыбинске в 1914 году.Но нынче дорогу к ней укажут разве что дотошный краевед да православные священники. Хотя находится она у всех на виду – на Софийской улице, одной из важнейших в старом Рыбинске.

И вот недавно о храме заговорили. Судьба его была даже предметом разбирательства арбитражного суда Ярославской области. Истцом выступила организация ОАО «Рыбинскгазсервис», собственник здания церкви.

Заложники времени

...За густыми ветвями деревьев не сразу разглядишь тёмно-красное кирпичное сооружение. Куполообразная крыша и полукруглый выступ одной из стен однозначно свидетельствуют о его предназначении. Это и есть церковь Всех Святых. Раньше Всехсвятские церкви строили на кладбищах. Ведь святые, чьими именами нарекают людей при крещении, словно ангелы, помогают человеку в жизни этой и будущей. Рядом с рыбинским Всехсвятским храмом тоже небольшие могильные холмики. Их много. Они почти сравнялись с землёй. Покосившиеся кресты и памятники тоже заросли деревьями, кустами да сорной травой. Но блестящий металлический забор, примыкающий к зданию, мощные ворота да солидная надпись ОАО «Рыбинскгазсервис» говорят об обитаемости этого места.

Одна за другой подъезжают к воротам машины, подходят люди. Всехсвятская церковь давно уже именуется у рыбинцев не иначе как «база «Газсервис». Горожане и жители района получают тут баллоны со сжиженным бытовым газом. Им продолжают пользоваться жители города, села и дачники, по данным газовиков – около 40 процентов местного населения. Из дальних и ближних мест едут на базу люди: сделать заказ, оформить документацию, оплатить услуги. Машины, гружённые баллонами, отправляются отсюда ежедневно по разным адресам.

Нынешняя база «Газсервис» – это целый комплекс производственных помещений – с гаражом, ремонтной службой, складом для хранения баллонов и зданием, где их наполняют сжиженным газом. И если склад и это здание строили сами газовики, то гараж с ремонтными службами находится как раз в помещении храма.

Различные перестройки и ремонты не стёрли черты предназначения во внутреннем его облике. Храм остался храмом. Вот только алтарная часть отгорожена теперь глухой стеной. За ней, в алтаре, – рабочие раздевалки. А в полу центральной части храма устроена яма для починки автомобилей. Крашеные стены церкви, возможно, скрывают росписи. Рабочий Вячеслав Туров рассказывает, что одна из них якобы проступала когда-то, он слышал это от своих предшественников.

«Рыбинскгазсервис» базируется на Софийской улице с 1965 года. До этого здесь квартировали «киношники» – контора «Рыбинскглавпрокат». Она поселилась в здании в тридцатые годы, после закрытия церкви и роспуска Всехсвятского прихода. Хотя, похоже, что «распускаться» он начал значительно раньше. Седьмого августа 1924 года, сообщают скупые сводки хроники тех лет, храм был опечатан, так как городские власти по­считали, что он недостаточно охраняется, а затем был передан группе обновленцев города Рыбинска.

Обновленчество было лукавой выдумкой ГПУ. Оно было направлено на подрыв авторитета Православной церкви и тех её иерархов, кто честно говорил о происходящем в стране. Церковь разделялась. Те, кто ещё хранил веру и ходил в церковь, всё же разобрались в ситуации. В обновленченские храмы шли немногие. Так что короткая жизнь их была предопределена. Вот и Всехсвятский храм в 1930 году был окончательно закрыт. С этого времени и началась та часть его истории, которая пока не закон­чена.

Чтобы помнили

– Мы ведь не заняли сами это здание, – говорит главный инженер ОАО «Рыбинскгазсервис» Андрей Вячеславович Степанов. – Оно было предоставлено нашей организации решением городского Совета депутатов. Передано с баланса рыбинского кинопроката на баланс «Рыбинскгоргаза». Есть соответствующие документы. И это не храм был, а склад...

Степанов – человек ещё молодой. Но так уж случилось, что жил он в детстве недалеко от «базы», и сколько помнит себя, столько помнит и эту запущенность на кладбище. Здесь ведь давно уже никого не хоронят, и территория кладбища – это территория городская, «Газсервис» за неё не отвечает, объясняет Андрей Вячеславович.

Иду по кладбищу. На табличках памятников временем и дождями стёрты имена и даты, но всё-таки кое-где можно заметить: год 1948-й, 1949-й... Можно обнаружить на захоронениях пластмассовые цветы, хоть и выцветшие. Значит, кто-то всё-таки ходит сюда помянуть предков. Так же было ещё недавно и на Георгиевском кладбище, их с Всехсвятским разделяет небольшая речушка Коровка.

– А вообще Всехсвятское кладбище и было когда-то продолжением Георгиевского, самого старого рыбинского кладбища. Оно возникло в середине XVII века, а Всехсвятское в конце XIX в связи с необходимостью дальнейших захоронений. Согласно архивным данным Всехсвятская церковь была построена всего за год: 1913 – 1914-й. Строительство это начал староста Вознесенско-Геор­гиевской церкви рыбинский купец Иван Николаевич Величко, а завершил Василий Данилович Девяткин. Известно, что освящён храм был 24 августа 1914 года. Здесь было два придела – иконы Божией Матери «Знамение» и Николая Чудо­творца, архиепископа Мир Ликийских. Храм этот тоже стал относиться к Георгиевско-Вознесенскому приходу, – рассказывает нынешний настоятель Вознесенско-Георгиевской церкви благочинный Рыбин­ского округа протоиерей Павел Кравченко.

В отличие от Всехсвятской, Вознесенская церковь не закрывалась и в годы советской власти. Она избежала обновленчества. Захоронения возле неё продолжались вплоть до 50-х годов прошлого века. Старинные памятники, датированные не только прошлым, но и позапрошлым веком, и сегодня можно увидеть на территории Вознесенского кладбища. Несколько лет назад местная община принялась за его обустройство. Были подняты покосившиеся памятники, вырублены старые сухие деревья и кусты. Вместо них высажены молоденькие сосенки.

Вот и за благоустройство Всехсвятского кладбища давно бы пора приняться всем миром. Запущенное кладбище – свидетельство тяжёлого духовного состояния народа. Да и храм пора бы вернуть Церкви, Богу – Богово, говорит священник.

Дело о Всехсвятской церкви

В марте 2002 года протоиерей Павел Кравченко написал архиепискому Ярославскому и Ростовскому Михею прошение о ходатайстве перед властями о передаче Всехсвятской церкви Ярославской епархии. Тогда же прошение архиепископа о ходатайстве перед Министерством культуры было направлено губернатору Анатолию Лисицыну. В 2005 году дело о церкви Всех Святых рассматривалось на заседании областной комиссии по передаче религиозным объединениям имущества религиозного назначения, но никакого решения на этот счёт не было принято. За это время в адрес главы Рыбинского муниципального округа Б. М. Степанова поступило и другое обращение – от депутата Государ­ственной Думы Российской Федерации Анатолия Грешневикова – о возможности передачи «здания бывшей церкви Всех Святых старообрядческой общине, действующей на территории Рыбинского муниципального округа». Но камнем преткновения в обоих случаях стало ОАО «Рыбинск­газсервис». Оно упорно отстаивало своё право собственности на недвижимое имущество, в том числе и здание «канцелярии-гаража, инвентарный номер 04032», как говорится в решении арбитражного суда. Иначе, того самого здания Всехсвятской церкви.

Ещё в 1993 году тресту «Рыбинскмежрайгаз» (правопреемником которого и стал «Рыбинскгазсервис») было выдано свидетельство за № 5084 на бессрочное пользование земельным участком площадью 1505 га для размещения основной производственной площадки по шоссе Карла Либкнехта – нынешней (и бывшей) Софийской. Той площадки, которую газовики и занимают с 1965 года. А когда в 1994-м комитетом по управлению государственным имуществом Ярославской области было принято решение об утверждении плана приватизации государственного треста «Рыбинскмежрайгаз», то в состав приватизированного имущества вошли не только газопроводы и сооружения в городе Рыбинске, но и церковь. Так совершённое в 30-е годы кощунство было узаконено чиновниками нового времени.

Почти эпилог

– Мы не какие-то там богоборцы, – говорит Андрей Вячеславович Степанов. – Если нам предоставят равноценную замену, с радостью переедем. Противлений с нашей стороны никогда и не было. Просто условия существования наших объектов довольно специфичны. Расстояние до жилых зданий должно быть не менее 100 метров. Объект повышенной взрывоопасности. Нам давали помещения за Волгой, на окраинах города, куда и добираться не всем удобно, ведь едут к нам люди со всего района... да и условия по удалённости не были соблюдены. К тому же в зданиях на Софийской всё благоустроено, есть электричество, вода, газ, коммуникации в хорошем состоянии, и это мы готовы передать той организации, которая будет владеть ими. Мы сами приведём в порядок то, что нам предоставят, за свой счёт, но тогда должны быть какие-то другие условия соблюдены, хотя бы площадь побольше.

Сейчас «Газсервису» в качестве варианта предложено здание бывшего асфальтобетонного завода. Ветер свищет в проёмах стен. Но, по словам Степанова, всё это можно привести в порядок. По­требуются деньги и время.

– Ещё будет работать независимая комиссия, которая оценит стоимость сдаваемого и предоставляемого объектов. Только тогда возможен обмен. Всё это – дело не одного дня, а может – и не одного года, – говорит он.

Неужели дорога к Всехсвятскому храму снова затеряется в лабиринтах жизни?

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе