Болезнь – наказание или испытание?

К сожалению, люди в повседневной жизни зачастую мало задумываются о Боге, смысле жиз-ни, о чудесах. Но при столкновении с какой-либо проблемой, с телесной немощью или болез-нью близкого человека они приходят в храм и начинают просить Господа о помощи, об исцеле-нии. Православная церковь обращается ко Христу в молитвах как ко «Врачу души и тела», как к Единственному, кто способен исцелить всего человека – его физическую и духовную природу. Как нам следует относиться к своему здоровью с точки зрения православной веры? Помогает ли обращение к Господу и святым при наступлении болезни? Ответить на эти вопросы мы пытаемся вместе с настоятелем храма Богоявления в Ярославле, председателем отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями Ярославской епархии игуменом Феодором (Казановым).

– Отец Феодор, все мы, заболев, думаем, с чем связаны наши недуги. А некоторые даже мысленно спрашивают: «За что же мне такое наказание?!» Действительно ли болезнь – это какая-то кара, возмездие? Как об этом учит Православная Церковь?

– Корень телесных недугов находится в повреждении той божественной природы, которая была заложена в нас самим Господом. Болезнь есть следствие греха, и не только первородного греха наших праотцев – Адама и Евы, но и зачастую нас самих.
У верующих людей отношение к болезни совершенно иное, нежели у неверующих. Право-славные, заболев, часто говорят: «Господь посетил». Почему? Потому что состояние больного человека отличается от человека здорового. Как некая шелуха, отпадают сами собой стремления суетной жизни, многие желания человека становятся ненужными и менее значительными. Про-исходит переоценка ценностей. И, порой, чем тяжелее болезнь, тем глубже взгляд в себя, тем серьезнее самоанализ: «Правильно ли я живу?» Человек задумывается о вечности - ведь именно для нее созданы люди. Но, увы, временные пристрастия часто заслоняют собой вечные ценно-сти: любовь, веру, доброту, верность долгу и людям, честность, отзывчивость и самопожертво-вание. Болезнь посылается Богом для того, чтобы человек остановился на неправедном пути, как некое предупреждение - «мол, не туда идешь». Часто с болезнью тела исцеляется душевная немощь, разрушаются греховные узы страсти - такие, как блуд, зависть, сребролюбие, ненависть и другие. Ведь Творец создал нас «по образу Своему и по подобию Своему», и если мы теряем этот образ Божий – совершаем тяжкий грех, томим себя заботами о земном, забывая подчас о небесном – мы можем испытать серьезные нарушения телесного здоровья. Тяжелые болезни рассматриваются как крест, данный Богом для спасения души, как ограждение от греха и при-зыв к покаянию, духовному совершенствованию, а также и для того, чтобы на человеке прояви-лась сила Божия в результате его исцеления.

– Какие угрозы в отношении здоровья таит в себе современная жизнь?

– Во многом причиной болезни в современном мире становится незнание законов – природы и морали – и нежелание их соблюдать. «Взять от жизни все, без особых последствий» - вот девиз сегодняшнего дня. Увы, так не бывает – незнание закона не освобождает от ответственности. Почти в каждой сфере деятельности человека существует техника безопасности, нарушение которой может привести к печальным последствиям. Десять заповедей – это тоже, если хотите, «техника безопасности в жизни», данная самим Богом. Нравственные законы создал Тот же, Кто приказал Земле вращаться вокруг Солнца. Они так же незыблемы, как законы мироздания. Это фундамент человеческого общества. Сегодня психосоматические заболевания лидируют среди прочих. Это говорит о душевном нездоровье нашего общества, когда болезнь души является причиной телесного недуга. Человек уродует не только себя – часто личный грех становится проблемой не только для больного, но и для всего общества. Это – наркомания, пьянство, аборты. По статистике, в России на одного рожденного ребенка приходится двое убитых во чреве. Не говоря уже о том, что после аборта далеко не каждая женщина способна рожать. Ярославская епархия по мере сил старается привлечь внимание общественности к этой проблеме.

– Существует расхожее мнение, что православные не очень-то заботятся о своем здо-ровье, в больницу ходят редко и надеются исключительно на помощь Божию… Верно ли это? Как все-таки следует относиться к своему здоровью?

– Здоровье - есть величайший дар Божий, и тот, кто пренебрегает им, согрешает. Библей-ское отношение к медицине наиболее полно выражено еще в Ветхом Завете, в книге Иисуса, сына Сирахова: «Почитай врача честью, по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание». То есть, лечение, получаемое нами от врача, даруется самим Богом. «В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя». Отказ от медицинской помощи и заботы о здоровье – это серьезное заблуждение. «Есть некоторые христиане, – пишет об этом отец Иоанн (Крестьянкин), – которые считают грехом лечиться. Можно, конечно, проверить свое терпение и не лечиться, но тут легко можно впасть в самонадеянность и гордыню: «Пусть лечатся слабые верой и грешные, а мы не такие!» Лучше все же лечиться при наступлении болезни, и если пройдет боль от лекарства и лечения – благодарить Бога». С другой стороны, многие впадают в другую крайность – лелеют свое тело, тратят на это все свое время, деньги и усилия, а о душе забывают. Таким путем нельзя достичь здоровья целостной личности.

– Отчего так важна забота о душе? Как она влияет на наше здоровье?

– Человеческое естество состоит из трех частей – духа, души и тела, которые призваны на-ходиться в единстве и гармонии. Природа души отличается от природы тела, но и неразрывно связана с ним. О высоком достоинстве человеческой души говорит сам Христос в Евангелии от Матфея: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (ссыл-ка).  Душа настолько же важнее тела, насколько тело важнее одежды. «Если тело взято от зем-ли, то душа есть дыхание Божие», как говорит Григорий Богослов. Физическое тело смертно, а участь души – бесконечность. Надо постараться прожить так, чтобы тело стало помощником души в стремлении к вечной жизни. Хотя душа и тело часто находятся в противоречии – как говорит апостол Павел: «Если плоть немоществует, дух обновляется» (ссылка). Эти две стороны когда-то были союзниками, но грехопадение человека разрушило троичную симфонию «дух – душа – тело».  Что же верующий человек может сделать, заботясь своей душе? «Омывать ее слезами покаяния, питать молитвою, украшать добрыми делами», – учат отцы Церкви.

– А способна ли молитва помочь в преодолении болезни?

– Безусловно! Известно множество примеров, когда молитва – не только больного, но и посторонних людей – приносила исцеление. В любом случае, следует помнить, что исцеляет не сама молитва, не молящийся человек, а Господь, к которому молитва обращена. Если мы мо-лимся святому, то он исцеляет той силой, которую получает от Бога. Молитва есть свидетельство нашего упования на помощь Божию. В молитве нужно не только просить у Бога исцеления, но и благодарить его за испытание, а после успешного лечения воздать хвалу Господу. Вспомним евангельский сюжет о десяти прокаженных, которых исцелил Иисус – только один из них вернулся и поблагодарил Христа! Молиться можно где и когда угодно: в храме, дома, на улице, в транспорте. Впрочем, не следует считать, что после молитвы непременно наступит исцеление, как думают многие. Этим мнением часто пользуются различные так называемые «народные целители», использующие православные молитвы в своих нечистых действиях. Обращение к таким людям – магам, ведунам – тяжкий грех, который губительно действует на душу человека.

– Что же делать людям, которые не знают молитв?

– Молиться можно своими словами, но все же лучше руководствоваться молитвами, которые  содержатся в Молитвослове. Эти мо¬литвы прекрас¬ны и возвышенны по своему духовному содержанию и стилю. Они были составлены святыми отцами Церкви и освящены многовековой церковной прак¬тикой. Православный молитвослов содержит обращения к Господу практически на все случаи жизни. Возможно, для людей, которые не так давно ходят в храм, многие молитвы будут непонятны – ведь написаны они на церковнославянском языке. В случае каких-то затруднений можно обратиться к священнику или к более опытным прихожанам. А самую простую, но в то же время самую сильную молитву запомнить несложно – звучит она так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня), грешного (или грешную)».

– Сегодня не только в храмах, но и в больницах, в других общественных местах про-водятся молебны. Расскажите, пожалуйста, о значении такого типа церковной службы.

– Молебен – это богослужение, которое совершается по определенному чину в связи с ка-ким-либо событием, например, в честь церковного или гражданского праздника, либо по прось-бе верующих по поводу радостных или тревожных событий в жизни. Это могут быть молебны о путешествующих, учащихся, и, конечно, о болящих. Замечательно, что эти богослужения со-вершаются в различных общественных учреждениях, в том числе в больницах, где особенно необходимо их благодатное действие, которое очищает, освящает, обновляет и укрепляет не только пациентов, но и медицинский персонал.

Беседовал Иван Паутов

Ярославская Епархия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе