Вера, очищенная страданием

Вопросов в истории всегда много больше, чем ответов. А главных ответов на главные вопросы истории не будет известно до самого её конца. Потому что судить о прожитой жизни страной, или народом, или отдельным человеком можно окончательно и бесповоротно только с высоты последнего дня. В этот последний день и час может случиться нечто такое, что совершенно в ином свете покажет все прошлые события. Поэтому, если можно что-то предположить о причинах Гражданской войны в России в XX веке, то о её итогах говорить рано. Да и не нам, человекам, об окончательных итогах судить, потому что подводиться они будут Христом Богом в день Страшного cуда, когда соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов… (Мф. 25:32).

Причины Гражданской войны рождённым в СССР вроде бы хорошо известны со школьной скамьи… Однако, сжигая дворянские усадьбы, крестьяне едва ли мстили своим эксплуататорам и насильникам, как об этом пишет поэт А.А. Блок в статье «Интеллигенция и революция». Веками стояли русские дворянские гнёзда не на вершинах гор и не за многометровыми каменными стенами, как стояли они в европейских странах, укрывая феодалов от своего народа. Нет, русские феодалы не прятались, но открыто и безбоязненно жили посреди своих крепостных, которые и были им крепостью. Пуская потом в эти усадьбы «красного петуха», крестьяне очищали сельский мiр от европейской чуждости враждебной им культуры, которую они в них ощущали.

Под враждебной русскому крестьянину культурой я разумею неверие во Христа Бога, начавшее распространяться в народном теле сверху, или, говоря словами Ф.М. Достоевского, от «нашего верхнего общества». С утратой правой веры этого стоящего над народом общества началась Гражданская война в России.

Сравним две страны, две государственные жизни, разделённые во времени 1917 годом. Да, по всей Российской империи стояли храмы, но молились ли в них Христу Богу так, как должно Ему молиться, т.е. не за выгоду, а за совесть? Как стали потом судорожно молиться граждане СССР страшному богу коммунизма. Да, был помазанник Божий, но служили ли ему так, как должно служить от Бога поставленному царю, т.е. верой и правдой? Как стали потом неистово служить помазанным своей кровью народа вождям. Да, стояли храмы и царствовал государь, но разве не цвело по отношению к Богу и к царю пышным цветом лицемерие с фарисейством – самое пагубное и потому самое неприемлемое для Господа состояние человеческих душ? Здесь причина Гражданской войны.

Бог попустил народу сжечь дворянские усадьбы и царскую Россию, но если на фундаменте, заложенном Петром, выросло Советское государство, значит, оставлена Богом русским людям возможность покаяния, возвращения к идеалам Святой Руси. Не будет покаяния – будет сожжена вся современная Россия до основания.

Коммунистическая идея рассеялась как дым, и что осталось? Можно в отчаянии воскликнуть: ничего, а можно с надеждой произнести – вера, очищенная страданием. И вмaле накaзани бывше, великими благодeтельствовани будут, яко Бог искуси их и обрeте их достойны Себе, яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я (Прем. 3,5–6). Эти слова часто читаются в церкви в дни памяти святых. Они служат объяснением причин попускаемых от Бога испытаний: немного наказанные, они будут много облагодетельствованы…

Георгий СЕЛИН, священник

Литературная газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе