Работа этого форума началась еще в среду. Вчера же прошло торжественное открытие ВРНС под председательством Патриарха Кирилла. На форуме присутствовали и представители власти – в частности, Сергей Иванов и Александр Торшин. А президента России Владимира Путина удостоили первой премии ВРНС «За сохранение державной России».
Патриарх Кирилл обозначил тему значимости русского народа, а Сергей Иванов ее подхватил.
Фото РИА Новости
Собор открывал, как водится, его председатель – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Судя по всему, жизнь внесла коррективы в планы соборян, если эти планы выстраивались заранее. Патриарх в своем слове обратился к достаточно свежим и уж точно самым злободневным темам дня – целостность России, межнациональное согласие, национализм. Глава Русской православной церкви упомянул события в московском районе Бирюлево, отметив, что эти столкновения показали глухоту власть имущих к требованиям народа, «нежелание искать совместных решений проблем чрезмерной миграции и связанного с ней криминала, а также подчас вызывающего поведения приезжих». Это, по мнению Патриарха, «уже сейчас выводит ситуацию на грань критической черты».
Глава РПЦ не впервые делает тревожные заявления о грядущих возможных бедах. Причиной этих бед в зависимости от обстоятельств, в которых делается заявление, служат модернизация или, наоборот, отсутствие модернизации, гонения на Церковь со стороны Pussy Riot, толерантность западного типа, однополые семьи и т.д. Сегодня России угрожают межнациональные конфликты. В этом плане интересен взгляд Предстоятеля Церкви на национализм и связанные с ним вызовы. По словам Патриарха, если позиция русского большинства будет игнорироваться и далее, то «в выигрыше останутся только разрушители России, провокаторы с обеих сторон». «Игнорирование интересов русских людей, вытеснение русского вопроса из публичной сферы ведут к лавинообразному росту маргинальных и агрессивных проявлений. Очень опасной может быть перспектива отчуждения русских, и прежде всего русской молодежи, от государства, госструктур, руководства бизнесом», – заявил руководитель крупнейшей религиозной организации страны.
Однако глава РПЦ отметил, что Россия не должна быть страной только для русских. По его словам, «это страна-цивилизация», которая может предложить миру «опыт строительства справедливых и мирных межнациональных отношений», поскольку на Руси не было «народов-господ и народов-рабов». А «симфония этносов», которая, как сказал глава РПЦ, придает нашей цивилизации неповторимый облик, «невозможна без участия в ней русских». Видимо, в этой симфонии русскому народу отводится роль дирижера или первой скрипки. А как определить принадлежность к русскому этносу? Видимо, через принадлежность к Русской церкви.
По мнению заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, «симфония этносов» – «попытка найти красивое определение, которое, однако, является только определением и не отвечает на все вопросы».
Эксперт напомнил советскую точку зрения, согласно которой «у нас появилась новая общность – советский народ, который населяет новую страну – СССР». «Это преемник Российской империи, у которого появилось новое качество, придающее стабильность стране, – пояснил Макаркин. – Все это продержалось не очень долгое время и закончилось не очень хорошо». По словам эксперта, теперь возникают следующие идеи: «Cоветского народа больше нет, значит, надо что-то предложить вместо этого». «В данном случае Патриарх предлагает формулировку, которая, в общем-то, политкорректна, может быть приемлема для государства, и с ней могут очень многие согласиться, – говорит Макаркин. – Но она не вызывает эмоций. Даже «советский народ» как новая реальность какое-то время вызывал эмоции». По мнению эксперта, эта формулировка, по всей видимости, будет цитироваться представителями Церкви либо организациями, связанными с Церковью, но «вряд ли это будет иметь какое-то серьезное практическое значение».
Собор: особая роль русских не исключает вклада других народов.
Фото РИА Новости
Не исключено, что «симфонией этносов» Патриарх Кирилл решил нанести сокрушительный удар западной концепции мультикультурализма. Как сказал «НГ» Макаркин, отличие концепции Патриарха от мультикультурализма в том, что он «выделяет особую роль русского народа и, насколько можно понимать, особую роль православной религии в истории России». Мультикультурализм же, отмечает эксперт, подчеркивает разницу и равноценность культур. «Но акцентирование внимания на русских и православных, я думаю, делает эту концепцию «симфонии этносов» альтернативной концепции мультикультурализма», – добавляет Макаркин. По его словам, Церковь формулирует те направления, которые являются более удобными и адекватными для самой Церкви. «То есть Церковь предлагает государству и обществу набор идей, а они дальше проходят отбор», – заключает эксперт.
Забавно, что Патриарх в своей речи употребил выражение «тюрьма народов», которым наградили царскую Россию ее зарубежные недоброжелатели еще в XIX веке. Позиция Патриарха, конечно, заключалась в том, что Россия никогда «тюрьмой народов» не была, а, наоборот, народы здесь жили свободно. По мнению главы РПЦ, именно поэтому стало возможным сопротивление нашего народа гитлеровскому нашествию в XX веке. «Не в этом ли кроется глубинное народное противление фашизму, который предлагал совершенно иную концепцию межнациональных отношений?» – задал вопрос Патриарх. Поскольку это было официальное выступление и немедленная реакция с мест не предполагалась, вопрос можно считать риторическим. Между тем подобная, несколько упрощенная трактовка истории представляется спорной. История нашего отечества знает немало горьких страниц. Например, коллаборационизм русского духовенства на северо-западе и западе СССР во время нацистской оккупации. Так же как и патриотическая глава в истории Православной церкви, ее сотрудничество с советским правительством в борьбе с врагом. Таким образом, воспитанные на старых дореволюционных великодержавных ценностях люди вели себя по-разному, а патриотизм порой проявляли молодые люди, выросшие на идеалах большевистского интернационализма.
О многонациональности России, которая является производным от ее сложной истории, говорил и глава администрации президента Сергей Иванов, выступивший после Патриарха Кирилла. Он призвал выбирать то, что «развивает нашу традицию и национальную самобытность». Иванов осудил «доведенную до абсурда политкорректность, мультикультурализм западного образца» и заверил, что Россия «не будет слепо и бездумно копировать чужие модели». Также глава кремлевской администрации подчеркнул значимость русского народа и русской культуры, которые, по его словам, не умаляют «вклады других этносов и народов в укрепление России» и лишний раз подчеркивают многонациональность страны. То же самое было сказано и по отношению к православию и другим традиционным религиям России.
А вот лидер ЛДПР Владимир Жириновский возмутился тем, что русские как «государствообразующий» народ находятся «в таком униженном состоянии», и отметил, что не знает ни одной страны, территория которого было бы разделена по национальному признаку. «Если мы едины, тогда зачем еще нужно 30 национальных единиц? У них свой язык. Им осталось только флаг свой, герб свой – все свое, – сказал политик. – Только нужно объявить о независимости, ввести свою валюту. Такое государство будет крепким? Нет».
В свою очередь, зампред Совета Федерации РФ Александр Торшин говорил об исключительной роли РПЦ «в создании прочной основы возрождения России», тем самым утверждая первенство Русской церкви среди прочих религиозных организаций страны. По словам Торшина, именно РПЦ «задает духовные стандарты и нравственные ориентиры поведения, способствует поддержанию гражданского согласия».
Как и ВРНС минувшего года, нынешний форум прописал то же лекарство от всех бед страны – ценности, стандарты и ориентиры русского православия, которые должны быть внедрены в общенациональном масштабе.
Лидия Орлова
Независимая газета