Православная культура: предмет или образ жизни?

Вот уже много лет идёт обсуждение вопроса – можно ли вводить предмет «Православная культура» в школе (см. «Северный край» за 2 июля). В этом споре сломано множество копий, выплеснута масса эмоций, уже написаны учебники, и наверняка, защищена не одна диссертация. Наконец, православная общественность взяла верх над предубеждениями, и предмет потихоньку вводится в школы.

Вводится по капельке, с такой осторожностью, как будто это некий яд, который только в малых дозах может лечить души, а чуть переборщишь – и выйдут передозировка и отравление. Впрочем, я хотела сказать немного о другом. Не касаясь механизмов введения в школах «Основ православной культуры», заглянуть в суть – а что даст его изучение нашим детям?  

Несомненно, они станут более подкованными в теологических вопросах, будут знать, что такое Евангелие, получат информацию о церковных праздниках и богослужении. Но ведь в нашей православной России это изучалось детьми с пелёнок, и тем не менее эти знания не смогли предотвратить той страшной богоборческой смуты, что случилась в 1917 году и последствия которой будут расхлёбывать ещё многие поколения. Как учесть этот горький опыт и не допустить его повторения, как избежать того, чтобы «подкованные» в вопросах православия школьники стали формальными носителями религиозных знаний? И можно ли привить веру с помощью пятибалльной системы?

Вспоминается ответ одного приходского батюшки, когда я спросила его, нужно ли заставлять детей каждое воскресенье ходить в церковь. Он сказал такие слова: «Самые страшные атеисты вырастают в самых строгих православных семьях». Тогда я не поняла смысла сказанного и продолжала требовать от детей безукоснительного посещения храма и воскресной школы. Сколько из-за этого было ругани и ссор, сколько слёз пролито с той и другой стороны, когда по воскресеньям приходилось отрывать детей от компьютера и тащить к причастию. Теперь, когда взрослая дочь отказывается посещать церковь даже по большим праздникам, отмахиваясь от меня словами: «В детстве находилась!», я начинаю осознавать правоту того священника.

И как противовес, вспоминаю двух московских девчонок-первоклашек, с которыми судьба свела меня на летнем отдыхе на море. Обе из вполне «современных» семей, где родители вкалывают с утра до вечера, а дети живут своей жизнью, где по воскресеньям ходят не в храм, а в супермаркет, а по праздникам – в «Макдоналдс». Увидев меня с молитвословом в руках, они подсели и стали расспрашивать, что за книгу я читаю. Молитвослов этот был прекрасно иллюстрированным подарочным изданием, так что с помощью красочных литографических икон, я как могла, растолковала малышкам основы православной веры. Они слушали открыв рот, задавали много вопросов и никак не хотели идти купаться в море, несмотря на уговоры родителей. Под конец я предложила им сходить вместе с нами в храм, который был в этом курортном городке, и они с энтузиазмом взялись учить «Символ веры» и «Отче наш», чтобы вместе со всеми петь их на службе.

Воскресным утром, к величайшему удивлению своих родителей, которые не верили, что их чада смогут встать «в такую рань», девчушки в семь ноль-ноль в платьицах и платочках стояли у ворот и потом, отстояв, не шелохнувшись, всю службу, серьёзно сказали мне: «Спасибо, что взяли нас в храм». Откуда в современных, не сведущих в вопросах веры детях вдруг пробудилась такая тяга к Церкви, такая жажда истины? Думаю, что это и есть «посещение Божие», когда чистого сердца касается благодать и разум понимает всё сразу, без учебников и наставлений.

К чему я привожу эти примеры? На мой взгляд, вряд ли школьный предмет «Православная культура», преподаваемый невоцерковленными школьными учителями, поможет решить проблему нравственного и религиозного воспитания подрастающего поколения. И вера, став одним из скучных учебных курсов, для кого-то уже не сможет воплотиться в живую и горящую, как это стало с русской литературой, которую в обязательном порядке читают по школьной программе. Трудно представить, как при нынешнем формальном подходе к школьному образованию со стороны педагогов можно вообще чем-то «зажечь» детей. Не случайно говорят, что вера – это дар Божий. И если в душе ребёнка есть Божия искра, то пройдя через любые жизненные тернии, она возгорится и будет полыхать в серд­це пламенной верой. 

Чтобы вырастить ребёнка христианином, человеком, живущим в ладу со своей совестью, прежде всего нам, взрослым, надо жить по-христиански: любить своих ближних, прощать врагов, подавать нуждающимся и просящим, не раздражаться и не кричать на наших детей, даже когда они нас огорчают, отучиться от чревоугодия и сребролюбия. Тогда, видя наш образ жизни, наши дети начнут подражать нам в добродетелях, и тогда не нужно будет заставлять их корпеть над «Законом Божьим» – христианские заповеди отпечатаются в самом их сердце. Если же мы, сами не меняясь внутренне, нисколько не подвигаясь в добродетелях, будем только на словах преподавать им науку благочестия, то это, увы, может привести к обратному результату.

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе