Село помнит битву на Сити, декабристов и гонения на священство.
Вознесенский храм сегодня.
Фото Е. Сафроновой.
Село Лацкое Веретейского сельского поселения Некоузского района Ярославской области расположено неподалеку от академического поселка Борок, о достопримечательностях которого наш портал уже не раз писал. Лацкое принадлежит к числу старинных поселений в окрестностях Борка, однако центром туристического паломничества его никак нельзя назвать. Минувшим летом мы приехали в Лацкое и убедились в красоте его пейзажей, реставрации красивого беленого краснокирпичного храма и кажущемся полном отсутствии жизни даже в рабочие дни. Чтобы привлечь путешественников в эти места, собрали информацию о селе в открытых источниках.
Местные говорят, что дата возникновения села Лацкое затеряна в веках. По архивным документам, оно заложено в середине XVII века. Старожилы не верят: по их мнению, село гораздо древнее. Считается, что оно было еще местом обитания финно-угорских племен, которые жили на всем северо-востоке Руси до образования Русского государства. Финно-угры прозвали здешнюю речку Латкой, а от нее имя перешло и на человеческое поселение. Этот факт косвенно подчеркивает "возраст" села.
Село Лацкое может помнить Ситскую битву 4 марта 1238 года – трагическую страницу древнерусской истории, когда в неравном сражении с корпусом татарского темника Бурундая на реке Сить пал владимирский князь Юрий Всеволодович. Поражение русичей в том бою "открыло ворота" монгольскому вторжению в Северо-Восточную Русь. Сопротивление здешних князей было сломлено, вся территория, подобно большинству русских земель, попала в зависимость от Орды. При чем здесь Лацкое? По одной из версий, через Соколовский лес монголо-татары проложили так называемую Батарейную дорогу, идя к стану князя Юрия Ситского. Село Лацкое стоит как раз на этом пути. Как знать – может, начало ему положил монголо-татарский бивак, а может, привал русских воинов…
Епископ Кирилл находит обезглавленное тело великого князя Юрия на поле сражения на реке Сить. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.
Фото: Википедия.
Первое описание Лацкого дано в документах Углической провинциальной канцелярии за 1723 год. Согласно той статистике, в селе было 7 жилых дворов и около сотни жителей. Крестьяне владели 18 конскими головами, 11 коровами с приплодом, 14 овцами и 10 свиньями. Это было признаком состоятельности. Село принадлежало дьяку Андреяну Ротманову, но вскоре от духовного лица перешло к помещикам. С ними оно начало развиваться.
К концу XVIII века Лацкое стало крупным торговым селом уже с 350 жителями. В "Топографических описаниях Ярославской губернии" за 1800-й год в разделе "О Мологском уезде" говорилось о Лацком, что каждый год в нем устраивалась уездная ярмарка в праздник Вознесения Господня. Еще здесь проходили торги еженедельно по средам. Такие торги на весь уезд проводили в самом Некоузе (тогда Харине) и селах Прозорове и Лацком. Базары собирались "с октября по весну", а ежегодные уездные ярмарки длились по три дня. На них съезжались купцы из Углича и Мологи с разными товарами, а крестьяне из ближних селений притаскивали на продажу холсты, домотканые серые сукна и прочие изделия домашнего производства. Но больше всего крестьяне торговали сельхозпродуктами: коровьим маслом и убоиной, которую купцы скупали для поставок аж в Петербург.
Сегодня в Лацкое ведет две дороги. Одна – асфальтированный проезд из Борка длиной порядка семи километров. Другая – лесной путь от райцентра Некоуз через село Спас-Ильдь. Исторически он более интересен. Дорога сохранила остатки двухсот-трехсотлетнего булыжника. По ней в 1826 году через Мологу в Сибирь везли ссыльных декабристов. Весь XIX век и первые годы ХХ столетия это был торговый тракт. По нему гнали свои обозы купцы города Мологи, везя товары на железнодорожную станцию Некоуз для дальнейшей отправки по России. Лацкое стояло почти посередине на пути от станции к Мологе.
Такое большое и гостеприимное поселение не могло обойтись без церкви. Таковую заложил в 1780-м году коллежский асессор Антипатр Петрович Коновницын. Этот дворянин владел усадьбой в соседнем селе Воскресенское и жил там с супругой Феодосией Ивановной Мусиной-Пушкиной. До выхода в отставку был он прокурором Вологодской области. Вельможа обратился в Ярославскую епархию с просьбой о строительстве церкви в Лацком. Ярославская епархия отреагировала на прошение тем, что предложила для начала перенести в Лацкое деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери из села Красное-на-Сити. Там как раз завершали возведение нового пятиглавого каменного храма. Деревянной церковью было отмечено место гибели русичей – участников Ситской битвы.
Вознесенская церковь села Лацкое
Храм Казанской иконы Божией Матери с этого некрополя доставили в Лацкое и установили на погосте, на левом берегу реки Латки. Но эта небольшая и слегка уже обветшалая церковь не могла вместить всех местных прихожан и приезжих богомольцев, особенно по праздникам. Без сооружения просторного каменного храма было никак. Его возвели на правом берегу Латки, фактически в центре села, в виду торговых площадей. Храм был пятикупольный, с двумя приделами. Холодный летний получил название в честь Вознесения Господня. Теплый зимний – в честь Богоявления Господня. В строительство церкви вложились супруги Коновницыны, здешние крестьяне и приезжие купцы. И храм получился на славу. В 1801 году его освятили. И стало в Лацком две церкви – деревянная Казанская и каменная Вознесенская. В обоих постоянно служили и толпился народ. На Пасху благовестили колокола сразу обеих церквей, и звон разливался далеко над округой. Говорят, что в Лацком чтили древнюю традицию – с праздника Воскресения Христова и до Вознесения Господня пускали на колокольню звонить всех желающих. Прихожане "работали звонарями" по 40 дней кряду.
В 1882 году на юго-восточном углу ограды Вознесенской церкви с правой стороны была построена каменная часовня "В память о Бозе почившем императоре Александре II". Этого властителя здесь уважали. После отмены крепостного права в Лацком стали множиться мелкие частные предприятия бывших крепостных: трактиры, гостиницы, чайные, лавочки и пр. В начале 1900-х годов в селе насчитывалось восемь двухэтажных чайных, трактир, пивная, казенный магазин по продаже водки, гостиница, две бараночные пекарни, две кузницы, пять магазинов. На реке Латке стояла механическая мельница. Вот как развернулись местные крестьяне!.. Впрочем, "ярославские робяты" всегда были практичны и сметливы.
Николай Любомудров с прихожанами.
Фото с сайта Рыбинской епархии.
В сентябре 1887 года в Вознесенский храм был направлен служить отец Николай Любомудров – один из лучших выпускников Ярославской духовной семинарии. Именно он в 1895 году открыл в селе первую в округе библиотеку-читальню для крестьян, где имелись на только религиозные книги, но и сочинения русских классиков, газеты и журналы. Отец Николай инициировал в селе публичные чтения, которые иллюстрировал диапозитивами при помощи проекционного аппарата, который стоил дорого и в глубинке был в диковинку. Эти мероприятия прозвали "народными чтениями с туманными картинами". Их давали каждое воскресенье осенью и зимой в 1900 - 1915 годах. Священник хотел укрепить нравственность народа, повысить его культуру и грамотность. А еще отец Николай любил музыку и сам играл на скрипке. Его усилиями был создан в Лацком церковный хор.
Протоиерей Николай Любомудров пользовался уважением русского духовенства. Он был знаком с протоиереем Иоанном Кронштадтским, который не раз бывал на Мологской земле. Знал и ценил этого священника и архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий патриарх Московский и всея Руси, он даже гостевал в его доме. В 1912 году Любомудрова избрали благочинным первого благочинного округа Мологского уезда. В том же году архиепископ Тихон наградил его наперсным крестом. Местная Земская управа вознаградила просветительскую деятельность отца Николая орденом Святой Анны.
Жизнь священника Любомудрова трагически оборвалась 2 ноября 1918 года. Его расстреляли "красные" за отказ идти на сотрудничество с новой властью. Спустя много лет последовала реабилитация священнослужителя. В 2000 году на архиерейском Соборе Русской православной церкви его причислен к лику святых как священномученик. 2 ноября 2013 года, в 95-ю годовщину расстрела священномученика, на месте его казни был установлен и освящен большой поклонный крест.
Фото с сайта Рыбинской епархии
Село Лацкое претерпело все преобразования, связанные с установлением советской власти и ее воздействием на сельское хозяйство. Церковно-приходскую школу сделали обычной. Крестьян загоняли в колхоз. Вознесенский храм после расстрела отца Николая был закрыт. Деревянный Казанский храм разобрали на дрова.
Несколько "оживило" быт Лацкого переселение людей с затопляемой водами Рыбинского водохранилища территории. В конце 1930-х годов благодаря переезду население здесь удвоилось. В марте 1940 года исполком Лацковского сельсовета принял решение о создании новой школы в селе путем переброски здания Кочеринской начальной школы из зоны затопления. Это сооружение осуществили зимой 1941 года. Школа в этих стенах работала с сентября 1941 года до 1970-х годов, пока в Лацком не построили типовую двухэтажную школу. Именно в ней начал складываться музей местной истории. Его наполнили характерными для подобных заведений предметами: старыми книгами, домашней утварью, льняными изделиями (лен был гордостью здешних мест) и открыли в 1986 году. В музее сформировали и тематические экспозиции: о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла, об истории колхоза "Страна Советов", об участии уроженцев села в войне в Афганистане...
Фото с сайта Рыбинской епархии
Но сегодня в Лацком живут всего несколько десятков человек, в основном пенсионеры. Молодежь разъехалась отсюда в тяжелые 1990-е годы. Но, несмотря на "безлюдье", несколько лет назад в Вознесенском храме вновь начали совершаться богослужения. Думаю, что если поклонники внутреннего туризма включат в свои маршруты живописное ярославское село Лацкое, это пойдет населенному пункту только на пользу. Как приезды купцов на ярмарки лет двести назад обогатили село и способствовали его развитию, так и сейчас туристы могут "расшевелить" местную экономику.