Судьбу «Троицы» решит реставрационный совет

Завотделом Древнерусского искусства Третьяковки рассказала о путешествии иконы в Троице-Сергиеву лавру и его последствиях: «Это было чудовищно!».
ФОТО: WIKIPEDIA


Легендарная «Троица» Андрея Рублева недавно покинула постоянную экспозицию Третьяковской галереи и отправилась на очередное обследование. С тех пор, как знаменитый памятник древнерусского искусства выехал на трехдневные «гастроли» в Сергиев-Посад, чтобы принять участие в торжествах по случаю 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского, икона находится под пристальным наблюдением специалистов. Путешествия обострило ряд хронических «болезней» реликвии. После реставрационного совета осенью ее вернули в экспозицию. Но каждые пару месяцев забирают на осмотр, так случилось и сейчас. Что происходит с «Троицей», узнал «МК».


Напомним, что несмотря на протесты специалистов, «Троица» покинула стены Третьяковской галереи 16 июля, а 19-го вернулась назад. Еще в конце мая расширенный Реставрационный совет, на котором присутствовали эксперты по древнерусскому искусству из разных институций, пришел к выводу, что «даже кратковременное изменение условий хранения (…) может катастрофическим образом сказаться на дальнейшем состоянии древнего хрупкого памятника». После возвращения из Лавры икона несколько месяцев «отдыхала» в реставрационных мастерских. В сентябре состоялся новый расширенный реставрационный совет, где специалисты обсуждали состояние иконы: после поездки был обнаружен 61 участок с «существенными изменениями», из которых пять признали аварийными – нуждающимися в укреплении. 

   Видимо, соответствующие работы были проведены, поскольку спустя два месяца «Троица» вернулась в постоянную экспозицию, где она экспонируется в специальном киоте с температурно-влажностным режимом. С тех пор икона ХV века несколько раз покидала свое «домашнюю» спецвитрину – для обследования и профилактики. Сейчас ее опять нельзя увидеть в Лаврушинском переулке.  О том, что произошло с «Троицей» летом и как ее дела сейчас, «МК» спросил завотделом Древнерусского искусства ГТГ Елену Саенкову.

  – Сейчас мы наблюдаем «Троицу». Понимаете, древние вещи могут быть стабильны, но потом обостряются какие-то хронические проблемы. У «Троицы» есть тяжелая проблема –состояние досок, они подвижны. Доски «Троицы» соединены тканью – паволокой (наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса (грунта) – М.М.). Бывает, что мы надеваем новые туфли и бегаем весь день в них, и все чудесно. А на следующий день оказывается, что ноги болят. Тоже самое тут. «Троица» как-то пережила поездку. Мы, десять сотрудников музея, три дня дежурили в Троице-Сергиевой лавре круглые сутки. Это было чудовищно! Мы стояли с приборами и отслеживали изменения температуры и влажности. Однажды ночью прибежали 40 мокрых человек, у них был какой-то марафон – они попали под дождь. А там маленькое пространство, от них влажной одежды мгновенно поменялась влажность. Мы перекрывали храм… 

– А витрина в Лавре все-таки была обычная или специальная? В ней были какие-то приборы для регулирования температурно-влажностного режима?

– Эта была обычная витрина. Специальную капсулу можно изготовить только в Германии или Италии.

– Что сейчас с иконой и как дальше планируется ее «лечить»?

– Сейчас «Троица» на исследовании и реставрации. В ближайшее время планируется провести реставрационный совет, где соберутся специалисты не только из Третьяковской галереи. Там и будем решать, что делать дальше.

Автор
МАРИЯ МОСКВИЧЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе