Стихи Светланы Кековой помогают узнать Христа и в случайном прохожем, и в родных людях

Ангел обживает стихотворение раньше поэта.
Стихи Светланы Кековой помогают нам узнать Христа и в случайном прохожем, и в родных людях. 
/ Фото со страницы Светланы Кековой в соцсети "ВКонтакте"


Там жили понедельник и среда.
Среда любила маленькие вещи -
Иголки, гвозди, дыры в потолке.
А понедельник плакал иногда...
Светлана Кекова


И когда поэт входит в стихи и вносит слова, как путник сумки и чемодан, здесь уже пылает очаг и тикают ходики. Остается лишь расставить все по местам.


Правда, некоторые поэты не знают ничего про ангела. Они всерьез думают, что стихи - плод их собственного ума и мастерства, а если кто-то им и помогает, так это компьютерная клавиатура. Какое смешное заблуждение.

А ведь сколько хороших стихов, столько и ангелов. Они неотлучны от слов. Это они, ангелы, переносят потом стихи от книги к читателю, от сердца к сердцу.

Ангельские стихи - не значит благостные (таких у Светланы Кековой и вовсе нет). Они чаще трагические, горькие, но каждое высекает искру надежды.

Ах, сияние жизни,
томление в груди!
Ранним утром проснешься -
и все позади -
в небе ангел как белая птица...
Даже там, где речь о смерти, - смерть побеждается "усильем воскресенья". Это именно усилие, и, быть может, поэтому многие стихи Кековой так трудно воспринимаются. Они требуют от читателя встречного душевного усилия.

Бог созерцает время поперек,
Песок души, как мак,
пересыпая
Из тела моего в чужую плоть,
А в плоть мою душа
чужая льется.
Да, мы с тобой -
песочные часы,
Над нами ангел плачет
и смеется...

Ангелы Кековой не только плачут и смеются, играют на арфах и врачуют раны. Они носят кирпичи мироздания.

Стихи Кековой настойчиво обращают нас к Евангелию, к самому непостижимому в нем. Поэт подсказывает нам выход из тупика непонимания: не биться как бабочка о стекло, а проникнуть, оказаться внутри Евангелия. Именно сейчас это нам дано самой ситуацией в мире. "Ангел времени ранен навылет..."

Светлана Кекова помогает нам увидеть образ Божий и в случайном прохожем, и в родном человеке. Она открывает нам глаза на наших самых близких. В последние два-три года ее стихи наполнились голосами и именами родных, друзей и соседей, как до того полнились голосами и именами ветхозаветных пророков и новозаветных мучеников. Тетя Маша, дядя Коля, Света, Валя, Гена-брат, Таня, Машенька, тетя Нина - ангел доброты...

Так открывается новая - быть может, самая заветная и потому счастливая - страница поэтической судьбы Светланы Кековой.

...И уже завязан в узел
ворох мыслей о войне...
Мама с тётею Марусей
что-то тихо шепчут мне...

Наверное, они желают Свете ангела-хранителя. И я - вслед за ними.


Коротко

Светлана Васильевна Кекова родилась на Сахалине в семье военного. Школу окончила в Тамбове. Училась на филфаке Саратовского университета, где впоследствии защитила кандидатскую и докторскую диссертации, посвященные ее любимым поэтам - Николаю Заболоцкому и Арсению Тарковскому. Живет в Саратове. Преподает в Саратовской государственной консерватории.


Из новой тетради

Разговоры о нетлении и бренности,
размышленья о любви - к чему они?
От меня ты не дождёшься
откровенности,
откровенность - преступленье
в наши дни.
То ли выпукло пространство,
то ли вогнуто,
то ли вечность нас настигнет, то ли миг,
но душа должна быть наглухо застёгнута,
исключая рукава и воротник.
Сопрягаются пылание и тление,
воду камнем белым делает мороз.
беззащитность - это тоже преступление
или всё же не оно? - вот в чём вопрос.
Но стоит в дверях мороз, как гость
непрошеный,
и зачем он в нашу комнату проник?
...И висит на старой вешалке
заношенный,
твой заношенный китайский пуховик.



Тетя Нина и дядя Коля
Тане и Маше Кондрашиным

С детства мне знакомая картина:
Небо в легких белых облаках,
Дядя Коля, Таня, тетя Нина,
Машенька с Пеструшкой на руках.
Жизнь, от устья повернув к верховьям,
Мчится, под собой не чуя ног...
Бабушка в платке сурово-вдовьем
Достает из печки чугунок.
Тайно зреет желтая малина,
Тайно распускаются цветы -
И печально смотрит тетя Нина,
Тетя Нина - ангел доброты.
Всех объяла странная истома:
Где тот мир? И сам ли он возник?
И стоит, как мамонт, возле дома
Дяди Колин старый грузовик.



Улица Кирпичная
памяти Марии Ивановны Хромкиной

1.

По улице Кирпичной ходят голуби,
И снег идёт, и бьётся рыба в проруби.
Мороз румян, зима - такая чистая,
На рукаве - чешуйка серебристая.
Детишки в шубах, а деревья - в инее,
И мчится лыжник по трамвайной линии.
А улица пузырится булыжником,
И лает пёс, и мчится вслед за лыжником.
И в каждом доме - коврики с оленями,
И топят печь сосновыми поленьями,
И жарко, потому что печи топятся,
А снег идёт, и время не торопится.
Привычный кадр документальной
хроники:
Зима, и снег, приземистые домики...
И только в титрах надпись
непривычная:
"Морозно. Город. Улица Кирпичная".

2.

Снова в мир выходит слово,
словно солнце из-за туч.
Как для музыки былого
подобрать надёжный ключ?
Ключ скрипичный, быт привычный,
за окном - двадцатый век.
В комнатушке на Кирпичной
сколько жило человек?
Тётя Маша, дядя Коля,
Света, Валя, Гена - брат.
А вокруг - людское море
да ещё - людское горе -
в нём никто не виноват.
Но у нас сегодня - радость,
мы - в объятиях родни,
золотого света сладость
льют Саратова огни.
И уже завязан в узел
ворох мыслей о войне...
Мама с тётею Марусей
что-то тихо шепчут мне.
Здесь, на улице Кирпичной, -
мир, спокойствие, уют...
Быт привычный. Ключ скрипичный.
Скрипки времени поют.

Автор
Дмитрий ШЕВАРОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе