Солоницынские доски

Быль.
Близкими друзьями моих родителей были дядя Юра и тетя Тамара Соляниковы, квартира которых располагалась ровно под нашей, на четвертом этаже.
Анатолий Солоницын


Я дружила с их сыном Димкой, мамы нас еще в колясках месте выгуливали, а моя бабуся ласково называла его внучком.

Это была не соседская, а какая-то почти родственная связь. Оставляли друг другу ключи от квартиры, уезжая на отдых; угощали дачными помидорами и яблоками; радость и горе переживали сообща. Мы с Димкой – не разлей вода, дурачились и постоянно что-то придумывали. Во втором классе, прочитав вместе вслух «Графа Монте-Кристо», мы решили перестукиваться по батарее центрального отопления, почему-то вообразив себя узниками замка Иф. Деревянным пеналом я аккуратно выстукивала «морзянку» по чугунным трубам. Димка отвечал посредством канцелярских ножниц. Но терпение у соседей по стояку оказалось хрупким, они нажаловались родителям, и нам пришлось отказаться от полюбившегося способа коммуникации.

Дядя Юра работал корреспондентом в ТАСС. Из своих многочисленных творческих командировок по Советскому Союзу он привозил разные необычные предметы. Помню, на полу в спальне лежала шкура баргузинского медведя – личный трофей; на стеллажах пылились сверкающие минералы Кольского полуострова и необработанные куски уральских самоцветов; длинная нитка бус из зубов акулы лабиринтом извивалась на стеклянной полке серванта между фарфоровыми чашками; на стенах – иконы, картины, фотографии.

Однажды на гвоздиках над притолокой в гостиной появились две необычные разделочные доски – яркие, с какими-то кружочками-цветочками, написанными выдавленной из тюбика краской. Тетя Тамара сказала, что доски эти расписал дяди Юрин знакомый актер. Фамилию она не знала. Он много лет рисовал на досках – выплеск творческой энергии от невостребованности – и пообещал, что, сыграв Гамлета, всю эту свою рукотворную коллекцию раздарит. Значит, сыграл неизвестный актер принца Датского, иначе бы доски у дяди Юры не оказались.


Значит, сыграл актер принца Датского, иначе бы доски у дяди Юры не оказались


Было в этих узорах что-то простое и светлое и в то же время очень мощное по энергетике – возможно, боль, переживания, аlter ego художника. И меня посетило вдохновение. В ближайшем хозяйственном магазине я купила пять аналогичных досок, в худсалоне – набор масляных красок, простейший вонючий разбавитель – и принялась красить. Понятия не имея о технике работы маслом, но получая невероятное удовольствие от процесса и запаха красок, я перепачкала все вокруг – стол, пол; обмакнула в краплак красный темный свои длинные косы; наступила на тюбик с кобальтом, после чего пришлось отправить в мусорное ведро белые гольфы. В результате осталась довольна лишь одной своей работой, которая, кстати, до сих пор живет на даче (см. фото). На том и успокоилась.


Уже во времена интернета, читая статьи об Анатолии Солоницыне, любимейшем актере, сыгравшем Андрея Рублева в одноименном фильме Андрея Тарковского, я наткнулась на фотографию, где они с Тарковским сидят на фоне расписных досок, именно таких, как были в моем детстве. В голове туманно обозначились параллели: доски, актер, принц Датский… Анатолий Солоницын сыграл Гамлета в постановке Андрея Тарковского в Ленкоме в 1977 году. Как пишут, он остался недоволен своей работой, а когда Инна Чурикова, игравшая Офелию, ушла в декрет, спектакль закрыли. Роль Гамлета оказалась последней театральной работой Анатолия Солоницына.

Узнать истинное происхождение тех досок было невозможно. Прошел не один десяток лет. Не стало дяди Юры, Димки, моей мамы. С тетей Тамарой мы созванивались по праздникам и всякий раз вспоминали те счастливые годы, когда были соседями. Три года назад я позвонила ей, чтобы поздравить с Рождеством. И она, накануне выписавшаяся из больницы, слабым голосом проговорила: «Приезжай, забери те доски на память».


Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын


Я повесила их на гвоздики над притолокой в гостиной и рассказала своей взрослой дочери эту историю, закончив словами, что, может быть, это работы актера, сыгравшего Андрея Рублева. Но Господь управил поставить в этой истории окончательную точку, железную просто.

На сайте «Православие.ру» много лет подряд я читала публикации Алексея Алексеевича Солоницына – писателя, младшего брата актера. И только недавно меня будто кто подтолкнул (видимо, время пришло) узнать в редакции е-мейл Алексея Алексеевича. Ночью я написала ему подробное письмо, вложила фотографии досок, а наутро получила ответ:


«Доски, судя по технике письма, Анатолия – в этом у меня нет никаких сомнений. Анатолий был очень щедрым и добрым человеком. И не один раз я, встречаясь с друзьями или просто знакомыми, слышал рассказы о Толе, когда они, подойдя к брату и сказав, что знают меня, всегда встречали самую искреннюю отзывчивость. И Толя всякий раз старался хоть чем-то отблагодарить моих знакомых за хорошее отношение ко мне. Встреча с Юрой Соляниковым, моим однокурсником, вероятно, произошла в Москве, когда шли спектакли “Гамлет”. Вот тогда, думаю, Юра и получил доски, которые теперь у Вас. Другого варианта я не вижу. Свои доски Толя раздавал щедро. Тарковский не один раз просил их у Толи, когда уезжал за границу, а потом дарил именитым знакомым. И те были в восторге от подарков – Феллини, например, или Антониони…

Пусть же и доски, которые Вы бережно храните так много лет, будут огоньками того света, который шел от сердца Анатолия.

С любовью о Господе,

Алексей Солоницын».


Чудо. Разве – нет? Спасибо Богу за все.

Автор
Ольга Лунькова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе