Слово о погибели русских икон

Писатель и историк Елена СЕМЕНОВА рассказывает о проблемах с крупнейшим в мире собранием икон в Пскове.

Статья 243 УК РФ гласит: «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок».


Именно под эту статью подпадают действия руководства Псково-Изборского объединенного музея-заповедника, в результате которых могут в самом скором времени погибнуть древнейшие псковские иконы. Согласно ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации», «хранение – один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции». Однако, в Пскове сегодня происходит прямо противоположное.



Логика ликвидации

Псковское собрание икон – крупнейшее в мире, аналогов ему нет. Более 500 икон, находящихся в нем, датируются 14-17 веками. Отреставрированы из них лишь 150. Во времена позднесоветские об уникальном наследии заботились: иконы сперва хранились в здании 17 века с низкой температурой и повышенной влажностью, а затем были перевезены в другое помещение, максимально сходное по атмосфере с предыдущим. Важно было и то, что приезжавшие ежегодно на практику студенты-реставраторы из питерского института им. И.Е.Репина помогали сохранению святынь, что позволяло не допускать прихода их в аварийное состояние. Эта традиция продолжалась вплоть до 2008 года, когда музей отказал институту в предоставлении возможностей для практики. С той поры количество икон в аварийном состоянии стало неуклонно расти… Тем не менее до последнего времени умирающие иконы по крайней мере не «добивали». Так, при начале ремонта в помещениях, где хранились святыни, их бережно перенесли на руках по крытому проходу, избегая травматичной перевозки, в соседнее здание, где температура и влажность были близки к привычному для древних экспонатов. Но дальше о законах и правилах решено было забыть и с ветшающим наследием не церемониться…

Когда-то «архитектор» товарищ Гинзбург дал универсальный рецепт уничтожения старины (речь шла о Москве): просто не поддерживать «изношенный фонд» столичных древностей, не реставрировать их – так и рассыплются они в прах в течение нескольких лет или десятилетий, освободив место для строительства современных объектов. По этому рецепту не только в Москве, но и по всей России уничтожено и продолжает уничтожаться бесчисленное множество объектов историко-культурного наследия. Однако, начиная с 2020-го года в РФ развернулась пандемия… вандализма. О пандемии другой конспирологи часто говорят, будто затеяна она для того, чтобы сократить население земли. Вот, кажется, и о памятниках наших кто-то решил «позаботиться» таким же образом. Все-таки у людей и памятников есть кое-что общее… Только последние в отличие от нас лишены даже возможности возвысить голос в свою защиту, и им приходится уповать только на людей – еще не утративших совести.

От безмолвного «SOS!» нашего культурного наследия должны бы уже возопить камни по всей России. Очередной сигнал бедствия посылают нам наши псковские святыни. К концу текущего года ремонт помещений, в которых жили они, должен быть завершен. Но руководство музея решило не возвращать их туда, потому что приведенные в порядок площади (300 кв. м.) занадобились представителям «современного искусства», именно этих – по выражению И.С.Глазунова «абрамгардистов» – решено разместить в помещениях выселенных русских икон. А куда же денут иконы, спросите вы? По завету товарища Гинзбурга оставят тихо умирать. Ну, зачем, в самом деле, беречь и отдавать площади какой-то «рухляди», когда нам наших «современных творцов» экспонировать надо? Беспощадная логика ликвидации и замещения одинакова везде. Вместо «неперспективных» исторических зданий возводятся уродливые небоскребы и аппартотели. Вместо «неперспективных» аварийных икон – заселяются «абрамгардисты». Вместо «неперспективных» людей…



«Хоспис» для русских святынь

«Хосписом» для русских святынь должно стать помещение в другом здании площадью в 100 кв. м., т.е. втрое меньше прежнего. Помещение не соответствует привычному иконам температурному режиму, что неминуемо ускорит их гибель. Более того – аварийные иконы предполагается перевозить транспортом. Как говорится, «доктор сказал «в морг», значит, «в морг». Разумеется, с хранителями, со специалистами это преступное решение не обсуждалось, их мнение руководство музея не интересует. Вот что сообщила по этому поводу зав. отделом фондовой работы Псковско-Изборского музея-заповедника Ольга Васильева:

«Ремонт основных зданий в 2019 году потребовал от руководства музея строгой согласованности действий с профессионалами, то есть хранителями. При этом все планы по перемещению фондовых коллекций были составлены не только без учета мнения хранителей, но и вопреки им. Это привело к тому, что значительная часть фонда дерева, металла, мебели, скульптуры оказалась под строительной пылью и крупными частями потолочных перекрытий. Тогда ситуацию спасла областная администрация прямым вмешательством в действия, вернее бездействие музейного руководства. Прошло два года, фондовые помещения отремонтированы. Но в отремонтированные помещения возвращать коллекции вопреки планам и мнению хранителей не собираются, что нарушает пункты XI,11,2 Единых правил Министерства культуры. Прежде всего это создает проблему для хранения фонда икон. В нарушение пунктов XV,15,2 Единых правил единственную в мире коллекцию Икон Пскова собираются хранить в помещениях, по площади в несколько раз меньше необходимых (одно из которых кабинет, другое выставочный зал) на икеевских стеллажах! И это в 21 веке в федеральном музее! Абсурдность данной ситуации свидетельствует не только об особенностях музейного руководства. Эти действия должны скрыть аварийное состояние музейного фонда в целом и особенно уникального собрания древнерусского искусства, сохранение которого невозможно как без правильного хранения, так и реставрации. Отсутствие реставрации, и, как следствие, аварийность фонда икон попытаются скрыть их переводом в проблемные помещения, которые и окажутся виноваты во время министерских проверок. Пусть потом хранитель отвечает, так как по Единым правилам МК РФ только он несёт ответственность перед государством. А ещё лучше заменить хранителя на нового. За три года пока не работала экспозиция икон не отреставрировали в музее ни одной иконы. Ни с одной иконой в аварийном состоянии не проведены консервационные работы. В вопросах реставрации музей последние годы не выполняет пункт XLI 41,2 Единых правил. Реставраторы если и работали, но без официального допуска, то есть аттестации. Показательно, что после 25 лет музейной практики один из реставраторов по темпере сумел только подтвердить полученную ещё при окончании института вторую категорию, а другой реставратор до сих пор не аттестован! Но этой проблемы для администрации так и не существует, о чем свидетельствует и сегодняшний штат отдела реставрации, где численность ставок рестораторов не увеличилась при новом штатном федеральном расписании! Оценив аварийность состояния иконописного фонда, бескорыстную помощь официально предложила Санкт-Петербургская Академия художеств им. И.Е.Репина. Но и это обращение осталось без внимания! Уже сейчас наши национальные реликвии в страшной опасности, завтра они просто исчезнут, даже возрождать будет нечего. Сегодня эту ситуацию можно исправить, организовав масштабную реставрацию уникальных памятников, поместив их в просторные музейные хранительские пространства, используя современное технологичное оборудование».

Примечательно, что здание, куда хотят переместить святыни, – это фондохранилище, где хранится более 60000 единиц государственного музейного фонда. Фонды открытые и, согласно Единым правилам, должны быть доступны посетителям. Так и было с 2006 года, но… 1 июня 2021 года фонды для посетителей закрыли. Протестуя против этого, псковские активисты направляли коллективные обращения в МК РФ с просьбой остановить процесс закрытия для посетителей фондохранилища, который по времени совпал с федерализацией Псково-Изборского музея. Но ни это, ни открытое письмо в адрес полпреда президента в СЗФО Александра Гуцана, губернатора Псковской области Михаила Ведерникова, председателя комитета по культуре Госдумы Елены Ямпольской и члена Совета Федерации Елены Бибиковой, результата не дали.

Следует добавить, что все это происходит на фоне того, что после ремонта свободных неиспользуемых площадей у музея стало гораздо больше. Спрашивается, зачем же тогда заталкивать в маленькое помещение древние иконы, фрески и скульптуры? Во времена очень недоброй памяти был такой термин «вредительство». К тому, что происходит сегодня в Псковско-Изборском музее, трудно подобрать определение более точное. Удастся ли нам остановить очередной акт пандемии вандализма и спасти древнейшие псковские иконы от неминуемой гибели? Или же нам, русским, вовсе не стало дела до собственных реликвий? Или же, вернее сказать, перестали мы быть русскими, что остаемся глухи к судьбе наших святынь? Вопрос повисает в воздухе, а время идет. Время решающее, ибо у гибнущих, по существу убиваемых русских икон времени этого нет.

Автор
Елена СЕМЕНОВА, писатель, историк
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе