Протестантский ответ "Основам православия"

Московские школьницы заставили задуматься о юридически точном понятии миссионерства

Накануне Рождества по новому стилю две ученицы одной из столичных школ – дочери пастора московской церкви «Слово жизни» – на перемене между уроками раздали своим одноклассникам издания Нового Завета. Учителя назвали случившееся «религиозной пропагандой» и отобрали у школьников подаренные книги.

Мнения пастора – отца девочек – и педагогов на случившееся разошлись. С точки зрения пастора, Библия может быть таким же личным подарком, как любая другая книга. По мнению учителей, раздача экземпляров Нового Завета целому коллективу учащихся – нарушение закона. Кроме того, в подаренных изданиях были указаны координаты молодежной общественной организации, которая издала эти книги. Как отметила завуч школы, в учебном заведении обучаются дети разных религий, а учителя не были уверены в правомерности распространения в стенах школы Священного Писания лишь одной из традиций. Педагоги опирались в своих действиях на законодательство, согласно которому «создание и деятельность религиозных движений не допускаются» в учебных заведениях (ст. 1 п. 5 Закона РФ «Об образовании»).

Как отметил «НГР» действительный государственный советник РФ I класса Андрей Себенцов, беспокойство администрации школы естественно. «А если бы детям подарили не Новый Завет, а лекции Рона Хаббарда о сайентологии или книгу «Сатанинская Библия»? Это непростая ситуация, которая связана с тем, что наши религиозные организации, особенно традиционные, изо всех сил стремятся в школу. Школа не может разобраться в складывающихся в связи с этим проблемах». По словам Себенцова, появление в школе экспериментального курса «Основ религиозных культур», а также многочисленных факультативов, предполагающих знакомство учащихся с отдельными вероучениями, «это, конечно, перегиб, который порождает и будет порождать проблемы, что в данной ситуации и выразилось. Почему, если православным можно, то нельзя протестантам?» По словам эксперта, лучше всего было бы прописать в Законе «Об образовании», что никаким религиям в школе не место, «но это уже невозможно в той ситуации, которая у нас сложилась».

В то же время сопредседатель Славянского правового центра Анатолий Пчелинцев в беседе с корреспондентом «НГР» ставит под сомнение миссионерский характер поступка дочерей пастора: «Это акт частного лица: на перемене девочка дарит что-то. Это ее право и согласно Международной конвенции о правах ребенка, и согласно Федеральному закону «Об образовании». Опасения учителей, по мнению Пчелинцева, были связаны с «антисектантскими страшилками, которые публикуются, показываются телевидением: зомбирование, принесение детей в жертву и т.д.». Несмотря на то что все религии равны перед законом, вряд ли можно было бы ожидать подобного отклика на действия детей из православной семьи. «Поскольку девушки принадлежат к протестантской общине, последовала такая реакция», – отметил Пчелинцев.

Произошедший инцидент, пусть он выглядит на первый взгляд как частный случай, можно считать проявлением той чреватой конфликтами ситуации, которая сложилась в системе образования в результате дискуссии об изучении религий в общеобразовательной школе. Если сторонники курса «Основ религиозных культур» отрицают его вероучительную направленность, то представитель духовной традиции, которой не нашлось места среди допущенных в классы религий, отрицает миссионерскую цель своих дочерей. Случай с подарочными Библиями в очередной раз позволяет задуматься о том, где лежит та грань, за которой заканчивается право верующего на исповедание своей религии и начинается религиозная проповедь в государственных учреждениях, где она по закону не дозволена.

Лидия Орлова

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе