Последним примером можно считать растиражированное СМИ сообщение о том, что отец Всеволод, отвечающий в Московской патриархии за взаимоотношения церкви и общества, от лица РПЦ призвал проверить на предмет пропаганды педофилии «Лолиту» Владимира Набокова и «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса.
Поводом для явления призрака святой инквизиции перед возмущёнными блогерами послужило интервью протоиерея одной из радиостанций. Честно говоря, ничего скандального в самом интервью не было: о. Всеволод вёл речь о том, что общество «должно серьёзно подумать, может ли быть легальной пропаганда преступных действий взрослых по отношению к детям». «И если эта пропаганда сама по себе преступна, то нужно осудить эти действия», — заявил он и попался на провокативную реплику ведущего, который не без сарказма заметил, что тогда и Набокова с Маркесом можно записать в пропагандисты. «Давайте изучим, — ответил о. Всеволод. — Это вопрос для серьёзного изучения». Что сказано, то сказано. Ещё Фрейд призывал обращать внимание на оговорки и обмолвки, за которыми могут скрываться истинные намерения.
Изучение мировой литературы с целью выявления преступных наклонностей авторов — занятие увлекательное. Если с «Лолитой» «всё всем ясно» (если книгу не читали, то уж одну из экранизаций видели), то, бьюсь об заклад, многие бросились листать сагу о семье Буэндиа из города Макондо. И нашли среди бесчисленных персонажей произведения нобелевского лауреата Ремедиос Прекрасную — девушку, с малолетства подвергавшуюся насилию, а потом вознесённую на небо в момент развешивания белья.
В принципе здесь можно усмотреть не только элементы педофилии, но и призыв к нарушению правил безопасности воздушного транспорта (есть такая статья в УК) и заодно — к нарушению закона всемирного тяготения.
А взяться за Вильяма нашего Шекспира: «Ей нет ещё четырнадцати лет», — говорит о Джульетте её кормилица. Кстати, и Ромео был немногим старше. Явная пропаганда! Да что Шекспир. Странно, что до сих пор компетентные органы не обратили внимания на двусмысленный интерес, который проявляют к мальчикам взрослые дамы: Снежная королева и Белая колдунья из Нарнии. В принципе отец Всеволод мог указать правоохранителям на поведение многих персонажей — от Аркадия Ивановича Свидригайлова до лирического героя песни Цоя про восьмиклассницу.
Кстати, борьбу церкви с различными литературными искажениями нельзя считать безрезультатной. Издаётся же сейчас наряду с известной всем сказкой Пушкина о попе и его работнике Балде версия этой сказки в редакции Жуковского. В ней главный герой уже не поп, а купец. В пресс-службе патриархата считают, что переиздание этой версии — вклад в популяризацию великих русских поэтов».
Высказывание Чаплина вызвало бурную реакцию представителей российского культурного сообщества.
Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой убеждён, что проверка романов «Лолита» Владимира Набокова и «100 лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса на пропаганду педофилии негативно скажется на репутации России за рубежом.
«Любой гражданин РФ, в том числе и высокопоставленный иерарх церкви, может сделать любые заявления, но если после этих заявлений последуют некие практические действия светских, а не церковных институтов власти, всё это будет в высшей степени вредно для международной репутации РФ», — считает Швыдкой.
«Есть книги, которые, наверно, не стоит рекомендовать читать детям. К ним относятся «Лолита» и «100 лет одиночества». Но в таком случае не надо давать читать детям и «Братьев Карамазовых», и «Идиота», и «Войну и мир». Там много такого, что с точки зрения людей, ищущих и видящих во всём недозволенное, в этих книгах присутствует», — добавил Швыдкой.
Драматург Леонид Зорин поделился своими мыслями о высказываниях Всеволода Чаплина с агентством «Интерфакс».
«Люди, позволяющие себе подобные высказывания, не имеют никакого представления о том, что такое искусство, литература и культура вообще». «Грустно и опасно, что церковь заняла позицию дремучего цензора», — сказал Зорин.
Борис Акунин уверен, что Русской православной церкви не стоит вмешиваться в светские дела, в частности в литературу. «У меня от нашей православной церкви возникает ощущение, что она решила наступить на грабли, на которые наступали католическая и протестантская церкви весь XX век. Судебные процессы над «Лолитой» Набокова и другими книгами завершились тем, что церковь пришла к тому, что не надо вмешиваться в дела светские и литературные», — сказал писатель. И выразил надежду, что этот опыт будет учтён в России.
CHASKOR.RU