Во время визита в Молдову патриарх Кирилл рассказал о своей трактовке знакового произведения русской литературы. В беседе с представителями СМИ патриарх Кирилл отметил, что не хотел бы рассуждать о соответствии романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» православным канонам, но высоко отозвался о художественной ценности книги.
По словам патриарха, Булгаков «впервые в послереволюционное время, когда уже в стране не было никакой свободы, реально сказал о господстве темной силы в жизни тогдашнего советского общества». Именно поэтому, считает патриарх, этот роман стал бессмертным.
По мнению предстоятеля, показать «ужасное падение тогдашнего советского человека, его нравственности, его отношение к добру и злу, продажности, коррумпированности, непринципиальности» можно было «только в рамках метафизической притчи».
Вводя Воланда в жизнь современного ему общества, писатель, по словам патриарха, дал людям возможность посмотреть на самих себя — с какой легкостью они принимают искушения. В каком-то смысле «дьявол господствовал» в обезбоженной стране, и Михаил Булгаков, по мнению предстоятеля РПЦ, мастерски это показал.
Патриарх добавил, что не верит в богоборческие мотивы, приписываемые некоторыми исследователями его роману. «Булгаков не был практикующим христианином, но вот насколько он отошел от веры, никто не знает, — сказал предстоятель РПЦ. — Менее всего он был склонен вступать на путь какой-то антирелигиозной борьбы».
Как отметил предстоятель Русской православной церкви, существует огромное количество интерпретаций того, что означает роман «Мастер и Маргарита». Некоторые исследователи считают, что Михаил Булгаков, отойдя от Церкви, «просто специально извратил евангельское повествование, создал некий миф, связанный с жизнью Иисуса Христа, который был не чем иным, как его естественной реакцией на официальное христианство, с которым он себя больше не связывал».
Напомним, что в защиту романа с христианских позиций, например, выступал известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев, написавший целую книгу «Мастер и Маргарита: за Христа или против?». В ней Кураев утверждает, что, хотя «так называемые «пилатовы главы» «Мастера и Маргариты» кощунственны», в этом «Евангелии от Воланда» читатель должен узнавать не Христа из Нового Завета, а азы атеистической пропаганды. Увидев, что автором этой картинки является не кто иной, как сатана, можно догадаться, что атеизм — это хорошо замаскированный сатанизм.
Александра Сопова
Известия