1 декабря 2023 года в Ярославской духовной семинарии прошло Пленарное заседание Регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений.
Тема чтений: «Православие и отечественная культура: Потери и приобретения минувшего, образ будущего». Работу форума возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Вадим.
На Пленарном заседании с докладом «Православие и культура: потери, приобретения минувшего, образ будущего» выступил проректор Ярославской духовной семинарии по научной работе, профессор Андрей Григорьевич Шустров.
«Слово «культура» – очень ёмкое. Оно означает многочисленные сферы жизнедеятельности человека. Нередко оно связывается с идеальной областью. Но когда мы говорим: «культура производства», «культура быта», «культура семьи» и т.д., то невольно имеется ввиду что-то утончённое, что сквозит через все материальные и социальные формы и невольно сводится к самоорганизации человека.
Учёные сходятся во мнении, что культура, скорее, – внутреннее, и проецируется на внешнее, где и объективируется, становится доступной для исследования. Человек оказывается ключом к миру, но не только к миру действительному, но и к прошлому, историческому. В зависимости от состояния сознания индивида, время приобретает тот или иной окрас. Поскольку речь идёт о незримом в человеке, то стоит признать, что культурное явление относится к религиозной области, главное понимание которой – связь с незримым.
Человек, по природе имеющий духовный мир, является существом религиозным. В его нравственной основе заложена способность воспринимать высшее, за которое он может принимать любые силы. От этого религии разнятся: от индивидуально-эгоистических, модификации которых максимально распространены сегодня из-за расцвета потребительства и стремления к психологическому комфорту, до национально-традиционных и вселенских. К последнему относится Православие.
В трудах святых отцов, христианских мыслителей, впервые была разработана теория культуры. В основе данного понятия лежало слово «δύναμος» [ди′намос] – «энергия». Калькой с греческого явилось латинское слово «cultus» [ку′льтус] — «обрабатывание земли».
Христианство понимало под «культурой» способ самоорганизации человека для сохранения собственной жизни как способа отражения Божественных энергий, без которых его собственная культура будет несостоятельна.
К культуре святые отцы относили способность человека соучаствовать в Божественном творческом плане, или, другими словами, правильное обращение с Богом, самим собой и тварным миром, в котором есть свои законы. Святитель Григорий Палама писал, что человек владеет землёй только тогда, когда сам собой владеет. Человек – земля, и должен сам себя обрабатывать (отсюда и термин «культура» как обрабатывание земли).
Как отмечают святые отцы, болезнь культуры – это болезнь целей. Естественная цель человеческой жизни – быть выше себя, преобразиться, соответственно, изменить и мир вокруг себя.
Интеллектуальная сила личности заложена в вере и именно в таком качестве даёт первые знания. Если знания безрелигиозны, то они принесут вред душе.
По словам святого Григория Паламы, ум, отпавший от цели (обоживания), умирает. Без способности отражать Бога он теряет энергию. Святитель Игнатий (Брянчанинов) свидетельствует, что падший человек ведёт себя как вечный, хотя находится в ограничении временем, ниспадает в нижеестественное состояние.
С позиции Православия, любовь – главная, творческая (т.е. культурная) сила. Самолюбие делает человека звероподобным.
Если говорить об исторической России, то культурные формы народа (семья и хозяйствование), государства (политическое устроение и законы), индивида (художественное и философское направления) были выработаны под прямым воздействием христианских идей.
В условиях богоборчества и вытеснения традиционной религии из общественной жизни сами по себе формы, или языки, культуры не сохраняли уже прежних смыслов, поэтому становились инородными душе русского человека.
Как писали святые отцы, формы культуры – это опредмеченные идеи. Вложенные Церковью в сознание личности идеи были вечными; отсюда ценности церковной культуры, государства и семьи являлись приоритетными и всегда новыми, притягательными.
Заполненные другими идеями формы традиционной общественной деятельности человека превратились в свою противоположность. Они оказались «ветхими» и, вместо благостного влияния на личность, стали мешать её развитию, несмотря на идеологическую работу государства и на классическую литературу, формирующую образы и идеи.
Если говорить о главных потерях России сегодня, то она потеряла особый доминирующий тип человека, который исторически называется «русский человек», как главного источника и создателя Великой России.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна, видя разрушения в революционные годы, говорила: «Увы, Великой России больше нет. Но Святая Россия не может погибнуть!».
Советский человек деформировался под воздействием безнационального государства и романтических настроений на будущее. Временные идеалы разделили одно из главных свойств времени – невозвратно исчезать. Выработанные политические формы культуры в советский период не смогли сдержать наступающего хаоса. Люди захотели свободы от любого вида насилия, в том числе и идейного. Произвол и прагматизм были подняты на знамёна социальной жизни.
Главным пороком постсоветского периода можно считать обезличивание человека, то есть неспособность его к созидательному процессу, требующему самоограничения и внутренней самобытности. Культура анонимности бежит от каких-либо рамок и личной ответственности. Упоение псевдосвободой привело сейчас к серьёзным психологическим искажениям личности. Культура современника не оригинальна – в ней практически нет идеала. Выработанные когда-то богатырским духом русские национальные способы общественного существования при обезбоживании души превратились в источник деградации. От них отталкиваются, над ними ругаются и смеются. Наглядными образцами этого служит нынешнее состояние школы, семьи, языка, в целом – национального самосознания.
Указанные социальные институты являются видом нравственного творчества и сами по себе оздоровлены быть не могут. Святые отцы утверждали, что человек здоров только в общении с Богом. Он сам в себе, когда умнеет его тело, а не овеществляется ум. «Неправедным богатством» называет христианское Предание плоды эксплуатации творческой энергии человеческого духа, что приводит к холодности и ожесточению души. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что нашей истинной собственностью, имуществом и сокровищем служит наша душа.
Традиционные стандарты жизни в России сейчас безжизненны. Но именно они сохраняли время, которого сейчас катастрофически не хватает. Время, учили святые отцы, – обратная сторона вечности. И чем больше смыслового в жизни человека, тем больше ему достаётся времени для существования. Природа личностного мышления заключена в движении к большему. Исходя из евангельской притчи о потерянной овце, самым дорогим является то, что мы потеряли. Анализируя нынешнее состояние человека, можно видеть, что он ищет Бога, но ищет Его, порой, не там.
Значимым обретением для России явилось открытое общественное служение Церкви, удерживающей разрушительные тенденции мира. Она устраняет путаницу сознания и неустройства души современника. Обретённая историческая вера русского народа даёт импульс и к внешнему созиданию. Не без борьбы и сопротивления восстанавливаются порушенные нравственные ценности и связанные с ними внешние формы жизни.
По природе идеал кажется недостижимым. Но христианский идеал не только вне нас, но и внутри. Обретение Бога в душе соединяет в человеческом сознании прошлое, настоящее и будущее. Словами апостола: «Христос вчера, и сегодня, и во веки тот же» (Евр. 13, 8).
Имея такую основу восприятия минувшего, мы обретаем смыслы отечественной истории. Нам становится понятны внутренние причины поступков людей, исторически знакомых только по именам. История открывается совершенно другой стороной. Это не театральная реконструкция прошлого, а ощущение близости и духовного родства всех, кто трудился на ниве нашей национальной жизни. Это были такие же, как и мы, люди. Мы обрели родное лицо России. Определённой части современников, чуть ли не считающих себя превосходнее других из-за информационно-технического прогресса или прочих соображений, эта мысль даётся очень тяжело.
В наше сознание вернулись все подвижники благочестия Церкви Русской. Не имея опыта веры, невозможно оценить значение мучеников и исповедников, пострадавших в годы гонений на Церковь.
В истории есть не только изменения, но и некоторые константы. С христианской точки зрения истинные события истории – незримые. Они проходят по линии духовного выбора личности между добром и злом – неизменного вектора времени. В духовной глубине личности, как символа культуры, есть некоторый творческий покой, не покорный суетным дням.
В изменении собственного масштаба жизни мы открываем Россию, как самого себя, как то, без чего мы совершенно не можем состояться. Восстановленное сердце человека неподвластно времени и со всей очевидностью будет свидетельствовать об образце будущего».