20 мая в Москве наградили лауреатов Патриаршей литературной премии 2021 года – абхазского поэта Мушни Ласуриа, драматурга Владимира Малягина, прозаика Андрея Убогого.
В своей статье председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент размышляет об их творчестве.
Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – свидетельство признания Русской Православной Церковью заслуг писателя, значимости его вклада в культуру и сокровищницу нашей словесности. В 2021 году ее лауреатами стали Мушни Таевич Ласуриа, Андрей Юрьевич Убогий и Владимир Юрьевич Малягин. Премия была вручена в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.
Соответствие высоким этическим и эстетическим критериям литературных произведений – необходимое условие для присуждения Патриаршей литературной премии. Она вручается не за отдельные стихотворения, пьесы, рассказы, и даже не за написанную книгу, а за целостный, значимый вклад в русскую литературу. Очевидно, что премия может быть вручена только зрелому автору.
Все лауреаты – опытные литераторы, обладающие большим талантом, умеющие сочетать в создаваемых ими произведениях гармоничность формы и глубину содержания, способные напоминать современному человеку о христианских нравственных ценностях. Именно поэтому наблюдения этих людей за процессом творчества, осмысление его, стремление постичь тайну создания художественного текста будут интересны и опытным литераторам, и начинающим авторам, и истинным ценителям книг.
Мушни Таевич Ласуриа привык передавать любые переживания, мысли, идеи в стихотворной форме. Тема поэта и стихии особенно важна в его лирике. Мушни Таевич предлагает ценителям поэзии прочесть его «Разговор с морем»:
Море шепчет:
– О чем грустишь,
К берегам моим тихо выйдя,
И задумчиво так стоишь,
И глядишь, ничего не видя!
…Дай плечо мне –
Тоску отпущу,
Дай свой взор –
Очарую бездной.
Дай огонь твой –
В пожар превращу,
Сердце дай –
Переполню песней!
Каждому человеку важно иметь чувство благодарности. В первую очередь оно должно быть направлено к Творцу, а затем простираться на семью, друзей, окружающих людей, которые не оставили, поддержали, помогли. В человеке одаренном, творческом это чувство приобретает особое значение. Если благодарности нет, автор любуется своими заслугами и «забывает», что талант ему дал Господь, то картина мира предстает перед ним в искаженном виде. Результаты его творчества могут быть разрушительными, страшными! Настоящий же талант всегда знает, Кому обязан своими способностями, и помнит об ответственности за их применение.
Мушни Таевич Ласуриа – автор прекрасных строк, главным в которых является обращение к Богу:
Тебе, Всевышний, вечно благодарен
За то, что мне родной язык подарен,
Что муза не покинула меня,
Что ты не отнял жизнь мою и смелость,
Что я сказал все то, что мне хотелось,
…А не скажи я, чем народ богат,
Как перезревший, лопнувший гранат,
Могло бы это сердце разорваться.
Поэт напоминает о том, что талант человека – не его личная заслуга, а дар Свыше. Потому нужно благодарить Бога и обращаться с этим даром бережно, вдумчиво, понимая, какую ответственность берет на себя автор. Господь сказал: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37). Для прозаика, поэта, драматурга этот евангельский отрывок особенно важен.
Прежде чем перейти к разговору о Владимире Юрьевиче Малягине, сделаю небольшое лирическое отступление. Помните эти строки из стихотворения Бориса Пастернака?
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
…Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Конечно, это стихотворение вспомнилось мне вовсе не случайно. Оно говорит об искусстве актера и поэта – на грани, когда творчество перерастает само себя и превращается в жизнь и судьбу. На мой взгляд, в этом стихотворении достаточно емко отражена тема внутреннего поиска автора и творческого процесса в целом.
Драматургия и поэзия – все это есть в судьбе Владимира Юрьевича Малягина. Он не только создает атмосферные, глубокие пьесы. Его авторству принадлежит произведение «Драма и ее автор. Практическая теория». Эта книга рассчитана прежде всего на юных литераторов. Зрелый, талантливый драматург Владимир Малягин делится с ними личными творческими и жизненными открытиями, предупреждает о возможных сложностях, подсказывает, как их легче преодолеть.
Книга будет интересна людям, которые уже идут собственным творческим путем. Она позволит сравнить опыт, а, возможно, подскажет выходы из кризисных ситуаций. И, конечно, в ней может найти много ценного и простой читатель.
Для меня в этой книге важно напоминание об ответственности человека, который связывает свою жизнь с искусством: «Человек – существо свободное, а уж человек творческий – особенно.
…Но при этом каждому из нас надо ясно осознавать, что, решительно выбирая тот или иной творческий путь, ты берешь на себя и ответственность за этот выбор …Ты нес своим читателям и зрителям — надежду на свет или отчаяние от беспросветности».
Произведения Владимира Малягина говорят о соотношении в человеке таланта и нравственности, о необходимости соответствовать полученному дару. Этим они интересны широкой читательской аудитории.
Андрей Юрьевич Убогий поднимает не менее важную тему: влияние жизненного опыта на творчество писателя. Сам автор – замечательный врач с многолетним опытом, а в юности он приобрел в стройотрядах опыт и навыки каменщика. Интересны размышления писателя о сходстве этих, на первый взгляд, несовместимых сферах жизни: «Хирург, разделяющий ткани, а затем вновь их сводящий… даже сутулится над столом почти так же, как каменщик, что кладет кирпичи ряд за рядом. …А сочинение текста? В этой работе есть и длительная подготовка – своего рода возведение лесов, без которых не поднять стену, – обдумывание и составление плана».
Произведения Андрея Юрьевича приводят меня к мысли, что подлинное искусство неразрывно связано с христианским образом жизни автора. Если человек занимается творчеством, чтобы побудить людей к добру, то он соприкасается с высшей, истинной Красотой, ощущает благодатную помощь Божию.
Безусловно, внимательный читатель в произведениях лауреатов Патриаршей литературной премии найдет немало точных наблюдений о творчестве, таланте и писательском труде.
Я уверен, что настоящая художественная словесность – это талант, труд, нравственность и духовность. Именно это сочетание позволило нашим лауреатам получить высокую награду.
*** Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – ежегодная российская литературная премия, учрежденная решением Священного Синода Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Премия вручается с 2011 года и не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других поместных церквей. За годы существования Патриаршей премии ее лауреатами стали писатель Владимир Крупин, поэтесса Олеся Николаева, писатель-фронтовик Юрий Бондарев, поэт и искусствовед Юрий Кублановский, прозаик Алексей Варламов, поэт Владимир Костров и другие. Организацию мероприятий Патриаршей литературной премии обеспечивает Издательский совет Русской Православной Церкви.