О стиле и заказчиках

Мыслить, рассуждать в процессе работы – необходимость каждого профессионала.
Но далеко не каждый свои размышления облекает впоследствии в письменную форму, будь-то статья или полемика. Тем не менее именно визуализированные слова более заставляют думать и развиваться в дальнейшем.  

Публикуемая ниже статья иконописца Натальи Аглицкой  – возможно не первый ее опыт текстовой формы мыслительного процесса. Но сам факт ее публикации – это призыв к иконописцам последовать ее примеру, тем более, что в интернете, кроме этого портала, невероятное количество площадок для спокойных и взвешенных рассуждений. Данная статья родилась в процессе написания иконы.


О художнике Васнецове можно сказать, что он брал за образец традиционную икону и писал ее на новый для того времени манер: на академический. Делая икону более реалистичной. Он и другие его современники-художники увлекались этим в то время.Так и появился этот стиль: Академическая икона. А параллельно с ним и стиль Национально-Романтический Модерн в других видах искусства.Академические иконы стали очень популярны в России, с них делалось множество списков , хороших и не очень… Но это стало традицией. Даже Церковь не нашла ничего плохого в этих изменениях, которым подверглась Традиционная Каноническая Икона. Васнецов был настолько в этом талантлив…., а также Суриков и другие…, что просто у людей язык не поворачивался их работы слишком уж сильно ругать… Так и принял их народ… Работая над подобной же иконой, я поймала себя на мысли, что автоматически делаю все наоборот: то есть привношу иконописные канонические изменения в академическую икону… Ассист настоящим золотом автоматически добавил этой иконе больше плоскости вместо академического объема… И другие детали какнонического стиля можно здесь видеть… Так что вышло, что я делаю совершенно обратное тому, что делали Васнецов и Суриков: плавно превращаю икону назад из академического стиля в канонический… Эта икона – как бы переходная стадия к чему-то новому… Возможно,родится новый стиль… Должна с грустью отметит,что наша с Вами современность вообще не имеет СВОЕГО стиля. Иконописцы копируют все подряд: Грецию, Византию, Русь, Рублева, Феофана Грека, того же Васнецова… Есть стили в иконописи 15 века, есть характерный стиль для 16, 17, 18, 19 веков… Стиль любого века узнаваем экспертами с легкостью…по характерным признакам, общим для всех икон этого века… Но нет такого стиля как СТИЛЬ 21 ВЕКА… Стиль 21 века- это эклектика, смешение стилей или “кто во что горазд”… Я , конечно не претендую на создание стиля целого века… ? Но свой собственный я , возможно, таким образом и разработаю…

Хотя нет… нужно отдать должное современным греческим иконам, так называемая “поздняя Греция”… Греки все же умудрились иметь единый современный стиль для всего их современного христианского сообщества… Русские, видимо, еще находятся на пути к этому…

Да,и еще один важный момент: я думаю, что общий стиль века создается совместно с заказчиками. Заказчики имеют не меньшее влияние на икону, чем иконописцы.

Когда долго работаешь с заказчиками, начинаешь понимать, что они в иконе любят, даже предугадывать это… Так что и они влияют тоже на конечный результат…

Ведь, икона, в конце концов,пишется именно для них. Ведь, это именно им придется на нее молиться…

http://www.art-sobor.ru/wp-content/uploads/2017/02/IMG_0001-e1488226060772.jpg









Автор
Наталья Аглицкая, иконописец.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе