Чистый эксперимент

Лев Пирогов о проекте «Иеромонах Фотий».
Я лоялен к Церкви, но со страхом и внутренней дрожью думаю о церковной бюрократии и церковном карьеризме, когда туманно их себе представляю. 
Фото: скриншот видео


Мне кажется, что известный миссионер или проповедник — такое же сочетание случайности и сволочизма, как и известный писатель. Успех — всегда преступление; одни переступают через ближних, другие через дальних, третьи ещё через что-нибудь, и все — через себя. (Когда добившийся успеха человек скажет вам, что это не так, делайте вид, что верите.) Единственное более или менее приемлемое место в Церкви, где, на мой капризный взгляд, можно выжить, — это скит, пустынь, пещера.

На этом фоне хождение иеромонаха Фотия в телевизионное шоу «Голос» всколыхнуло во мне взвесь восхищения и подозрительности. Восхищения — потому что это заметный миссионерский подвиг: уже одного того, что по телевидению, оказывается, всё ещё можно петь по-русски — не просто русскими словами, а с русскими интонациями, как уже лет тридцать и говорить не умеют, да ещё без похотливых томлений, принимаемых слушателями за «чувство», — уже одного этого хватает с избытком. Но и риск большой: много искушений, и главное из них таково: «Глядите, властная триада — Государство, Шоу-бизнес и Церковь — замутили пропагандистскую мульку!»

Покажите мне того, кто хотя бы на секунду этого не подумал, и я съем шляпу, которой у меня нет.

Пропагандистские мульки — это нехорошо. Смысл Церкви, Православной Церкви (это я говорю как чувствую, а не «как есть на самом деле») в том, чтобы в неё шли люди, а не в том, чтобы она к ним шла. Не дело Церкви — «ловить человеков». Надо строить храмы, чтобы людям было куда прийти, но захотеть туда прийти они должны сами. А нет — так нет. Смысл современного миссионерства, по-моему, состоит не в том, чтобы привести человека в храм, а чтобы указать ему саму возможность такого пути. Чтобы знал — «в случае чего».

Но какая же, скажите на милость, современная «организация» — политическая, коммерческая etc. будет использовать такой «пассивно-выжидательный» метод?!

Только Церковь — «последний праведник», без которого «село не стоит». Главный парадокс христианства — возникнув как апология слабости (прощай врагов, подставляй щеку, раздай имущество — не стремись к власти и богатству), оно должно было сгинуть максимум через поколение, а оно пережила несколько могущественных, культивирующих силу империй. Почему?.. Только ли потому, что Церковь не прощала, не подставляла и не раздавала? Или всё-таки, главным образом, потому, что эта идея на протяжении двух тысячелетий «подкупала людей свежестью»?

Да, ну так вот. При всём своё ползучем либерализме кураевского пошиба, я всё же вдохновлён тем, что иеромонах Фотий встретил такую мощную поддержку у телезрителей. Во время последнего голосования его поддержали — сколько? — что-то вроде восьмидесяти процентов? Это напоминает истории со стоянием к Поясу Богородицы или небывалым успехом книги «Несвятые святые», — народ, о котором с полным основанием можно сказать, что он конечный Потребитель, основание «Пирамиды Маслоу», оставляет в свей душе — не уголок, а огромное место для чистоты. Целый «засадный полк» её.

Значит, устоит наше «село». Вот это больше всего и радует.



Лев Пирогов

Литературный критик, публицист. Закончил филологический факультет Ставропольского государственного педагогического университета. Работал литературным обозревателем «Литературной газеты» и литературного приложения к «Независимой газете» «НГ-Exlibris». Автор книги «Хочу быть бедным» (2011).
Автор
Лев Пирогов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе