Кто может пострадать после принятия поправок о «просветительской деятельности»?
23 декабря Госдума приняла в первом чтении поправки в федеральный закон «Об образовании». Государство хочет контролировать любую просветительскую деятельность — решать, что оставить, а что запретить. Рассказываем, как внесенные поправки могут повлиять на разные просветительские проекты (спойлер: некоторые из них могут вовсе исчезнуть).
Под конец этого года несколько депутатов Государственной Думы и Совета Федерации предложили внести изменения в Федеральный закон «Об образовании». Новый законопроект регулирует понятие «просветительской деятельности» — это деятельность «вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического или профессионального развития человека». То есть, по сути, это любая образовательная деятельность, не связанная со школой или университетом. Депутаты предлагают согласовывать любой просветительский проект с органами власти. При этом не ясно, что конкретно надо согласовывать: спикеров, концепцию и тему проекта или все сразу.
Определение просветительской деятельности в этом законопроекте настолько широко, что позволяет ограничить «практически всю межличностную коммуникацию на территории России»
Новые правила коснутся любых образовательных проектов, где участвуют школьники или студенты. Авторы законопроекта считают, что его принятие «позволит противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде». Проектам при музеях и библиотеках тоже нужно будет получать от властей разрешение для работы: например, лекторию музея «Гараж» или государственным летним школам. А вот многие независимые инициативы или проекты при НКО могут не получить разрешения вовсе.
По мнению правового аналитика Агоры Станислава Селезнева, определение просветительской деятельности в этом законопроекте настолько широко, что позволяет ограничить «практически всю межличностную коммуникацию на территории России». Он предполагает, что цензурные полномочия и согласование просветительских проектов отдадут Министерству образования и науки.
Внесенные в закон поправки касаются практически любого проекта, в котором могут участвовать студенты или школьники. Мы расскажем, какие существующие инициативы могут пострадать, если законопроект все же будет принят. Пока его утвердили только в первом чтении, но, судя по команде авторов — в нее входят сенатор Климов и депутат Пискарев, чьи законопроекты часто оказываются на президентском столе — его утвердят и в следующих двух.
Выездные школы
После принятия поправок могут исчезнуть летние и выездные школы, которые связаны с организациями, признанными «иностранными агентами», или НКО. Часто в программах выездных школ есть и дискуссии, и обсуждение политизированных тем. Согласно новому законопроекту, на образовательных программах нельзя сообщать «недостоверные сведения об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов». Есть все основания предполагать, что «недостоверной» будет признаваться любая информация, которая отличается от официальной позиции органов власти.
Независимые школы тоже часто затрагивают общественно-политическую сферу во время образовательного процесса. В школе «Я думаю» от InLiberty читали курсы о демократии или законах, а финансово поддерживал организацию в том числе Фонд Наумана — подобное «иностранное вмешательство» может быть основанием для запрета этого просветительского проекта. А в 2019 году на Зимней школе GAIDPARK обсуждали вопросы создания гражданского общества и отношений с властью. Все это, согласно новому закону, может стать основанием для ее запрета.
Кроме выездных школ, по той же причине могут исчезнуть школы InLiberty и, например, летняя школа «ЛЭТО». Подвергаются риску и Школа местного самоуправления, Школа общественного защитника, Школа районной антикоррупции, ДК Розы, школа актерского мастерства «Gogol school».
Лектории
Лекции — это тоже «просветительская деятельность», поэтому и они могут оказаться под угрозой запрета из-за предложенных поправок. Например, в лектории «Прямая речь» нередко во время обсуждения литературных произведений проводят аналогии с нынешней политической ситуацией. Это могут воспринять как «использование просветительской деятельности для разжигания социальной розни», потому что законопроект не указывает, что конкретно разрешено говорить, а что — запрещено.
Другие образовательные лектории, которые могут исчезнуть: лектории Арзамаса, лекции-мероприятия в рамках ИМИ, лекционные курсы от v-a-c foundation, проект «Лекторий», Центр современного искусства им. Сергея Курехина, а также любые лекции от независимых организаций, например, от организации «Мемориал» или «Института публичного права и политики».
Студенческие лаборатории
Пострадают от поправок и независимые студенческие лаборатории. Получив возможность запрещать работу и мероприятия организаций, министерства могут закрыть их. Например, «Лаборатория университетской прозрачности», организанная Юлией Галяминой и Transparency International — Россия, занимается расследованием коррупционных схем в российской образовательной сфере. При желании некоторые форматы работы лаборатории могут признать «сообщением недостоверных данных».
Под эти поправки попадает и «Лаборатория социальных наук SSL».
Курсы
Под формулировку о «просветительской деятельности» попадают и просто курсы, которые посещают многие студенты. Например, курс проекта FEM TALKS о квире и трансгендерности могут не согласовать из-за «побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации» — ведь на нем рассказывают о «нетрадиционных» (с точки зрения российского законодательства) ценностях.
Прекратить работу могут и другие курсы. Например, Антиуниверситет или недавно созданный «Свободный университет», Клуб любителей интернета и общества, bangbangeducation, Цех, Мастерская Важных историй, проект «Софт культура», «Постнаука», «N+1», «Синхронизация», «Теплица социальных технологий». Также законопроект может коснуться и стажерских программ, например, программы «Transparency International — Россия», потому что она признана «организацией, выполняющей функции иноагента».
Дискуссионные площадки
Дискуссионные площадки — один из самых уязвимых форматов просветительского проекта. Тема дискуссии, спикеры, сказанные ими фразы — все это может стать основанием для запрета. Например, дискуссию «Можно ли шутить над религией?» проекта «Пространство Политика» могли бы не разрешить из-за «разжигания социальной или религиозной розни».
После принятия поправок могут исчезнуть дискуссионные площадки в Сахаровском центре и в лектории Фонда Егора Гайдара, книжном магазине «Порядок слов» и в пространстве «делай культуру», где DOXA сама не раз проводила мероприятия — теперь они могут оказаться под запретом.
Фестивали
Фестивали тоже попадают под категорию «просветительских проектов», а значит, и под действие новых поправок, если в фестивалях участвуют школьники или студенты. Они могут привести к исчезновению, например, Moscow FemFest: его, вероятно, откажутся согласовывать из-за «иностранного вмешательства» — ведь фестиваль поддерживает, например, представительство ЕС в России.
От поправок могут пострадать и Beat film festival, PICFEST, IMM, Артдокфест, фестивали в культурном центре ЗИЛ.
Если поправки о просветительской деятельности примут, от них может пострадать не менее 40 известных нам просветительских проектов: власти смогут серьезно ограничить их работу или вовсе потребовать от них закрыться. Очевидно, что мы вспомнили не все проекты, на которые распространится действие законопроекта — на самом деле, их может быть гораздо больше.
Изменения в закон «Об образовании» прошли только первое чтение — а значит, на принятие законопроекта еще можно повлиять. Чтобы это сделать, расскажите о новом законопроекте у себя в соцсетях и поддержите независимые просветительские инициативы, которые могут пострадать от поправок.