Уличный театр молодежной политики 2

 Оппозиционные движения. Часть II (Продолжение. Начало см. здесь: Часть I)

Как правило, ведущие хорошо заметны; они находятся вне толпы – там, откуда легче руководить ситуацией. Они командуют группой, комментируют происходящее, лично участвуют в скандировании. Активно движущиеся перед строем скандирующих молодых людей, они иногда бывают похожи на диск-жокеев, «заводящих» тусовку. Одна из функций ведущих уличного спектакля – поддержание боевого духа активистов. Это достигается, в частности, через создание обстановки экстремальности. Еще одна функция ведущих – не давать участникам акции скучать – они должны непрерывно находиться в состоянии азарта, куража, веселья.

Обеспечение массовости

Стратегия и тактика уличной акции предполагают наличие общей концепции поведения в ходе акции. Для акции (прежде всего, предполагающей многолюдность) первостепенное значение имеет численность участников. Увеличение численности может быть достигнуто с помощью ряда приемов.

В первую очередь это привлечение к акции иногородних участников. Многие политизированные молодежные организации имеют большое количество отделений в различных регионах. Часто для участия в ответственных акциях (например, в первомайских демонстрациях) съезжаются региональные представители. С точки зрения действенности акций, они на порядок эффективнее, когда проводятся в Москве или Санкт-Петербурге, поэтому активисты из регионов часто перебрасываются в столицы (вообще, молодые политические активисты часто ездят на акции в другие города).

Во-вторых, возможно встраивание в уже существующие протестные движения. Так, активисты молодежных движений принимали участие в массовых протестах против монетизации льгот (2005 г.), реформы ЖКХ, обмана вкладчиков и др.

Третий вариант – создание коалиций. Сравнительно немногочисленные группы объединяются для проведения акций. При этом формируется оргкомитет мероприятия, распределяются функции, определяются доли финансового участия и т. д. Традиционно единым фронтом выступают идеологически близкие группы.

В-четвертых, возможно проведение «перехватывающей» акции. Собственную акцию можно провести в рамках чужого мероприятия, с помощью яркого и запоминающегося действия перетянув на себя внимание СМИ. В этом случае для собственных целей используются ресурсы организаторов. Особенно экстремален для участников (но, в то же время, и особенно эффективен с точки зрения пиара) случай, когда «перехватывающая» акция совершается на мероприятии группы-противоборца.

Перфмомансы и хэппенинги

Закон выделяет несколько типов уличных акций – демонстрацию, шествие, митинг, пикетирование (ФЗ 2004, ст. 2). Каждый из этих типов имеет свою стратегию и тактику, свои приемы и способы юридической самозащиты.

В реальности типология акций не ограничивается четырьмя перечисленными категориями, отраженными в Федеральном законе. Например, выше упоминались «перехватывающие» акции (PR-маневры). При акциях такого типа происходит встраивание в мероприятие группы-противоборца и перетягивание внимания СМИ на себя. Так, распространенным приемом является вывешивание собственных лозунгов (обычно с зажиганием фаеров, привлекающих внимание) во время чужих массовых мероприятий.

В наиболее чистом виде «театральность» молодежных уличных акций видна в театрализованных акциях. Такие акции предполагают проведение небольших уличных спектаклей, артистических представлений; действия участников акции предполагаю игровой характер. При этом широко используются маски, костюмы и прочий реквизит, разрабатываются сценарии.

Театрализованная уличная акция часто представляется в виде перфомансов (англ. performance – спектакль) и хэппенингов (анг. happening – случай, событие). Эти два типа акций различаются тем, что перфоманс представляет собой собственно спектакль, зрелище, предполагающее разделение на исполнителей и зрителей; в хэппенинге же зрители вовлекаются в спектакль, становятся вольными или невольными его участниками.

Пример перфоманса: в 2004 и 2005 годах, время шествия сил левой оппозиции к Телецентру «Останкино» (проводится ежегодно в конце июня) молодые коммунисты несли гроб с положенным в него телевизором. По окончании мероприятия и гроб, и телевизор были разломаны и разбиты. Данной акцией выражался протест по отношению к политике представления информации через TV.

Границы дух жанров – перфоманса и хэппенинга – размыты; иногда акция, начавшись в формате перфоманса или обычной акции, может принять неуправляемый характер и вовлечь сторонних участников.

Для театрализованной акции первоочередное значение имеет замысел – он должен быть ярким, ёмким и символическим. Хороший сценарий должен формулироваться кратко и, как правило, быть смешным; изложение замысла акции должно быть сходно с пересказом анекдота. Приведем несколько примеров удачных, на наш взгляд, замыслов театрализованных акций. В 1999 году в одном из городов Югославии «20 активистов гуляли по местному парку с лупами в поисках президента Югославии» (Чимирис). В июле 2004 года несколько активистов партии «Родина» провели около дома Б. А. Березовского акцию «Посади березу!», вручив представителю олигарха билет до Колымы. Перечисленные акций были незначительны по масштабу, и, возможно, не все их можно расценивать как удачные уличные спектакли, однако благодаря удачным формулам сценариев они запомнились и упоминаются в публикациях до сих пор.

Как особый элемент акций можно рассматривать прорыв – силовое преодоление заслона милиции. Прорыв – экстремальное действие, связанное с нарушением закона. Оно может повлечь за собой серьезные репрессии. Впрочем, в большинстве случаев задержанные в ходе прорыва отделываются незначительными наказаниями, а иногда это и вовсе сходит с рук. Участие в прорывах, как и в других видах акций прямого действия, представляет собой своего рода экстремальную лотерею – участник может быть выхвачен милицией из толпы, но в большинстве случаев уходит безнаказанным.

Репертуар речевок

В ходе акций используются разного типа показательные действия, тактические приемы. Нам не довелось зафиксировать ни одного случая использования песен в ходе молодежных уличных акций. Зато крайне широко используются речевки. Особенно широкое распространение они получили в левых молодежных движениях; следуя с одной из лево-радикальных политических групп во время шествия, мы установили, что ее речевочный репертуар составил около 30 текстов.

Речевка является рупором, выражающим мнение группы. Политизированная молодежь с помощью речевок декларирует собственную позицию по тем или иным вопросам, транслирует собственные идеи. Слаженное скандирование и широкий репертуар речевок работают на престиж самих скандирующих и сообщества (направления), которое они поддерживают.

Совместное исполнение речевок является сильным сплачивающим фактором. Экстатическое состояние, которое возникает при совместном исполнении речевок, закрепляет чувство единения и усиливает самоидентификацию молодых людей как членов группы. Особенно остро единение с группой переживается перед лицом опасности, а речевочные практики часто предполагают именно экстремальность ситуации, наличие опасности, присутствие внешней угрозы. Хорошо организованный и вооруженный большим репертуаром коллектив скандирующих может действовать в уличных условиях слажено и эффективно, оперативно подбирая речевки согласно ситуации.

Изредка в ходе акций используются ударные музыкальные инструменты – нам известны случаи использования барабанов, изготовленных из металлических бочек и свистков. И барабаны, и свистки – инструменты ритмической группы. Так же, как в вербальных жанрах выбор участников акций за речевками, а не песнями, так и музыкальные инструменты выбираются ритмические, а не мелодические. Можно сказать, что уличным акциям свойственен ритм, а не мелодия.

Чтобы потом не было скучно

Заканчивая рассмотрение собственно уличных акций, необходимо упомянуть еще один их элемент – ведущего. Это лидер (высокостатусный участник движения) или инициативная группа, которая «дирижирует» участниками акции, направляя и координируя их действия (ФЗ 2004, ст. 5, 13). Как правило, ведущие хорошо заметны; они находятся вне толпы – там, откуда легче руководить ситуацией. Они командуют группой, комментируют происходящее, лично участвуют в скандировании. Активно движущиеся перед строем скандирующих молодых людей, они иногда бывают похожи на диск-жокеев, «заводящих» тусовку. Одна из функций ведущих уличного спектакля – поддержание боевого духа активистов. Это достигается, в частности, через создание обстановки экстремальности. Еще одна функция ведущих – не давать участникам акции скучать – они должны непрерывно находиться в состоянии азарта, куража, веселья. Поддержанию этого состояния способствует, например, скандирование речевок.

Акция как «театрализованное» действие не заканчивается после того, как ее участники расходятся по домам. После этого начинается этап осмысления, переосмысления и пропаганды результатов акции.

Один из способов получения информационных дивидендов – демонстрация ущерба. В интернете нам неоднократно встречались фотографии активистов со следами побоев на лице и теле: синяками, ссадинами, ножевыми порезами и др.; такие фотографии сопровождаются текстами, в которых избитые изображаются как герои, потерпевшие за правду, а их противники (милиция и представители групп-противоборцев) – как олицетворение зла и несправедливости. Еще один вариант демонстрации ущерба – публикация фото, на которых изображен активист во время задержания.

Противоборствующие молодежные группировки ведут информационную войну друг с другом. На основных акциях, как правило, неофициально присутствуют наблюдатели от противника. Помимо прочего, они внимательно следят за ошибками, чтобы потом сделать на них акцент при информационном освещении акции.

Ошибку противника можно не только подметить и довести до всеобщего сведения, но и выдумать – например, создать постановочную фотографию или видеоролик провокационного содержания, дописать на сайте противника компрометирующую информацию или вывесить компрометирующую картинку (осуществив компьютерный взлом) и т. д.

Полем для «продолжения» акции становится пресса молодежных политических движений и, особенно, виртуальное пространство интернета. Интернет на настоящий момент играет важнейшую роль в деятельности рассматриваемых субкультур – существует большое количество информационных сайтов, форумов, электронных дневников и ЖЖ-сообществ, в которых осуществляется бурная деятельность – выкладывается информация, происходит внутригрупповое и межгрупповое общение и т. д. Это тема, впрочем, слишком масштабна и потому требует отдельного рассмотрения. О ней мы поговорим в следующих публикациях.

WIN.RU

Продолжение следует

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе