Голикова и Любимова рассказали, как «Чебурашка» и «Вызов» двигают индустрию, но за ними пустота.
Год назад в новогодние праздники кинопрокат «рвал» новый «Чебурашка». «Начало следующего года ознаменуется блестящими релизами», — обещала вчера Татьяна Голикова
«На три Новых года вперед у продюсеров российских все уже расписано», — рассказывала вчера, в Международный день кино, в ТАСС министр культуры РФ Ольга Любимова о достижениях отечественной киноотрасли. Год назад в эти дни прокат «рвал» «Чебурашка», в нынешние праздники его успех попытаются повторить «Холоп 2» и очередная версия «Бременских музыкантов». А из 40 млрд рублей сборов в уходящем 2023-м в российских кинотеатрах 28 млрд обеспечили отечественные картины. Однако эксперты «БИЗНЕС Online», в отличие от федеральных чиновников, рисуют не такие благостные перспективы.
«Нам совершенно очевидно, что не только американский кинематограф интересует нашу молодежь»
Об успехах российской киноиндустрии рапортовали накануне на самом высоком уровне. По случаю Международного дня кино (именно 28 декабря 1895 года братья Люмьер в парижском «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок организовали первый публичный платный просмотр ряда снятых ими короткометражек) вице-премьер РФ Татьяна Голикова и министр культуры России Ольга Любимова решили рассказать на площадке ТАСС журналистам о достижениях отрасли.
Успехи российского «суверенного» кинематографа в уходящем году оказались, по мнению спикеров, впечатляющими. «Нам есть что предъявить и о чем рассказать», — сказала председатель попечительского совета фонда кино Голикова, открывая встречу. Она напомнила, что 10 лет назад, когда власти перезапускали проект фонда кино, 85% кинопродукции в России было иностранной, 15% — отечественной. Страна находилась в зависимости от зарубежных компаний, вспомнила вице-премьер РФ. А реформа киноиндустрии сопровождалась сначала пандемией, а затем — уходом по известным причинам голливудских и европейских компаний, когда «очень многие» владельцы кинотеатров просили власти помочь. Но такой поддержки не потребовалось, спасли рынок выплаты по «Пушкинским картам». В 2022 году россияне с этих карт потратили на поход в кинотеатр 2,1 млрд рублей. Столько же, сколько власти направили на поддержку кинотеатров во время пандемии. А в 2023-м российский зритель потратил по «Пушкинским картам» уже 4 млрд рублей.
Достижение, таким образом, в том, что прямой финансовой помощи от государства кинотеатрам не потребовалось. Их совокупные сборы в уходящем году составили более 40 млрд рублей, отметила вице-премьер. Сколько дополнительно заработали залы за счет серого показа западных картин, которые в единой автоматизированной системе сведений о показах фильмов (ЕАИС) не учтены, сказано не было.
Но 40 млрд — это уже уровень допандемийных сборов, причем сейчас 28 млрд рублей обеспечили российские картины. «Это, мне кажется, отличный результат нашей консолидированной команды», — отметила Голикова. Какие еще успехи видят в кабмине? «Очень избирательная» зрительская аудитория в возрасте 12–17 лет составила почти 30% от общего числа. Правда, с учетом походов по «Пушкинской карте» на них пришлось 10,4% от всех продаж.
Ольга Любимова: «На три Новых года вперед у продюсеров российских все уже расписано»
Год назад в новогодние праздники кинопрокат «рвал» новый «Чебурашка». «Начало следующего года ознаменуется блестящими релизами, — обещала вчера Голикова. — Это и „Холоп 2“, и „Бременские музыканты“, и „Мастер и Маргарита“». Министр культуры РФ Любимова позже дополнила список ожидаемых в перспективе громких лент: впереди «целая вселенная „Волшебника изумрудного города“», «прекрасный, яркий проект „Горыныч“», «Буратино», который «уже в запуске». «На три Новых года вперед у продюсеров российских все уже расписано», — отметила Любимова.
На пресс-конференции она в том числе развенчала «страшилки», которыми пугали кинорынок:
«Крайне приятные» официальные цифры представил журналистам исполнительный директор фонда кино Федор Соснов. Он подтвердил, что в 2023 году сборы достигли уровня 2021-го
Кинотеатры называли «сараями с шнурами» и обещали, что они умрут. Но в 2021 году в стране было 2 179 кинотеатров, а в 2023-м — 2 278. 99 кинотеатров открылось за два года.
«Кризис миновал. Нам совершенно очевидно, что не только американский кинематограф интересует нашу молодежь».
Пугали, что семейный кинематограф невозможно возродить, но сейчас это «самый востребованный жанр в кинематографе», такие картины «на спросе».
«Никто не будет ходить на авторское кино». На пять авторских фильмов, снятых при поддержке минкульта РФ, в этом году сходили 5 млн зрителей, с гордостью отметила Любимова.
«Посещаемость» российских фильмов выросла, по подсчетам минкульта РФ, более чем в 2 раза — 90 млн посещений против 37,5 млн в 2021-м (стоит заметить, что это пандемийный год, когда число зрителей было низким в принципе).
«Крайне приятные» официальные цифры представил журналистам исполнительный директор фонда кино Федор Соснов. Он подтвердил, что в 2023 году сборы достигли уровня 2021-го. Тогда было 40,7 млрд рублей, в этом году — 39 млрд, из которых 27,9 млрд (или 72%) принесли российские картины. В десятке самых кассовых фильмов по итогам года только на четвертом месте первый иностранный: 1. «Чебурашка» (сборы — 6,8 млрд рублей); 2. «По щучьему велению» (2,4 млрд); 3. «Вызов» (2,1 млрд); 4. «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы» (800 млн); 5. «Баба-яга спасает мир» (605 млн); 6. «Джон Уик 4» (874 млн)…
Правда, из 90 млн посещений отечественного кино больше трети пришлось на «большую тройку»: «Чебурашка», «По щучьему велению» и «Вызов».
«Скоро не на что будет снимать кино, потому что камеры изнашиваются»
Интересно, что получасовая пресс-конференция обошлась вовсе без острых вопросов. Никто не спросил Голикову или Любимову о «предсеансовом обслуживании» в виде показа не получивших в России прокатного удостоверения иностранных фильмов, об убыточности большинства отечественных картин или общественном резонансе вокруг сериала «Слова пацана».
Зато эксперты газеты отнюдь не разделяют тотального оптимизма чиновников. «Честно говоря, нет никакого подъема. 39 миллиардов рублей — это все релизы, 28 миллиардов принесли российские фильмы, но из них 7 миллиардов — „Чебурашка“, который считается фильмом 2022 года (в коммерческий прокат вышел 22 декабря 2022-го), — сообщил нашему корреспонденту Сергей Лавров, независимый аналитик Cinemaplex. — А собрали больше миллиарда только „Вызов“ и „По щучьему велению“. Поэтому, с какой точки зрения ни смотри, допандемийного уровня сборы были на порядок больше — около 55 миллиардов рублей. Потом Голливуд ушел, и, к сожалению, российское кино не смогло его заменить».
По словам Лаврова, да, сегодня в прокате российское кино составляет примерно 75%, но это потому, что попросту нет другого. «Из основной массы фильмов (почти 200) люди смогут назвать только 5–6 российских релизов, которые имели коммерческий успех, — продолжает наш собеседник. — 10 фильмов, которые собрали больше миллиона зрителей, набирается. Но основные деньги принесли „Чебурашка“, „По щучьему велению“ и „Вызов“, а для кинотеатров важно, чтобы хотя бы раз в два месяца был фильм, который соберет миллиард. Поэтому кинотеатры вынуждены ставить пиратский Голливуд, чтобы не закрыться и выйти в ноль. У них нет сверхдоходов, которые были при легальном Голливуде. В 2013 году мы были территорией номер один в Европе по кассовым сборам и по количеству зрителей были после США, Китая и Индии. И российский кинопрокат собрал вместе с голливудским и российским кино 1,3 миллиарда долларов — это был пик нашей киноиндустрии. А сейчас в Европе мы находимся во втором десятке, в мире по количеству зрителей — в третьем».
Так что у эксперта «БИЗНЕС Online» вызывают сомнения пресс-конференции с рассказом о процветании российского кино. «Минкульт и фонд кино сами финансируют эти фильмы, сами дают поблажку в виде „Пушкинской карты“ и сами отчитываются, — говорит Лавров. — Только в этом году было истрачено 18 миллиардов на вышедшие в прокат фильмы, но без „Чебурашки“ они собрали 16,5 миллиарда. Половину забирают кинотеатры, то есть убытки составляют 9,1 миллиарда. Президент РФ подписал указ о том, что киноиндустрия будет финансироваться в 2024–2026 годах в размере 37 миллиардов рублей. С кинопроизводством у нас все отлично — зарабатывают чиновники и продюсеры, а кинотеатры стоят пустые».
Что касается нелегальных показов «Барби», «Оппенгеймера» и прочих голливудских хитов, то, по экспертным оценкам Лаврова, «по репертуару „пиратка“ составляет 25–45 процентов, по доходу — 40–75 процентов». Причем чем дальше от Москвы, тем больше показов фильмов без прокатного удостоверения. «Объем этого рынка не знает никто. Российское кино не смотрят. Если вы ставите фильм, который на 99 процентов не подкреплен рекламой и маркетингом, то откуда люди знают о репертуаре кинотеатра? Реклама есть только на „Чебурашку“, „По щучьему велению“ и „Вызов“, остальные релизы рекламируются за редким исключением. И каждый кинотеатр старается поставить в свою сетку американское кино, которое по-прежнему рекламируется во всем мире. Если они не будут показывать „пиратку“, то вылетят в трубу», — уверен собеседник «БИЗНЕС Online».
Кинокритик Давид Шнейдеров констатирует, что цифры, изложенные на пресс-конференции в ТАСС, соответствуют действительности. Весь вопрос в том, как их интерпретировать? «Из 190 фильмов, вышедших на экраны в России в 2023 году, окупилось 19, то есть ровно 10 процентов. Вопрос: успех это или нет? — говорит он. — В предыдущие годы примерное количество российских фильмов, окупающихся в прокате, колебалось от 5 до 10 процентов».
Кроме того, у нашего кино есть и другие проблемы в условиях санкций. «Например, генеральный директор „Мосфильма“ Карен Шахназаров говорит о том, что, возможно, скоро не на что будет снимать кино, потому что камеры изнашиваются, а в Китае профессиональные камеры не производят, — сообщил Шнейдеров. — Проблемы в том, что компания Dolby перестала поставлять обновления, у нас устаревший звук в кинематографе и прочее. Сложностей очень много, и проблема не только в том, что русское кино не окупается».
Фото на анонсе: Александр Щербак / ТАСС
Слайды: стоп-кадры пресс-конференции
Фото: Алексей Белкин