После фильма о Зое Космодемьянской Мединский обозначил новый курс

Якутские кинематографисты опять взяли главный приз.
ФОТО: ГЕННАДИЙ ЧЕРКАСОВ


В Выборге завершился 28-й кинофестиваль «Окно в Европу», проходивший без зрителей, почти как Каннский - в зале только профессионалы. Главную награду получила простая, но от того еще более сильная якутская картина «Черный снег» Степана Бурнашева. Помощник президента РФ и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский приехал в день премьеры фильма о Зое Космодемьянской, запущенного в производство  в его бытность на посту министра культуры. С просмотра Мединский ушел, оставив нас страдать в полупустом зале на унылом псевдоисторическом зрелище.  


Перед показом главе РВИО вручили спецприз «за патриотическое служение делу сохранения и изучения истории отечества силами кинематографии», то есть за «Танки», «Т-34», «Ржев». Те, кто не присутствовал на церемонии, отказываются в это верить. Между тем, Мединский, поблагодарив смельчаков, отважившихся провести  в период пандемии фестиваль в очном формате, наступил на горло собственной песне: «Я заметил, что в этом году много фильмов, связанных с исторической тематикой. Хочется, чтобы в следующем году было больше фильмов о нашей сегодняшней жизни, о том, как нам  жить завтра с нашими семьями, как строить жизнь здесь и сейчас. Хочется, чтобы как Петр I  в свое время прорубал окно в Европу, думая о завтрашнем дне, так и наш кинематограф, думал не только о вчера, не только гордился победами, но и показывал, как жить завтра». Он  намекнул продюсерам на то, какое кино отныне будет поддерживать Министерство культуры. 

Работа над «Зоей» была долгой. В пути  менялись режиссеры, операторы, некоторые из них уже и в титрах не значатся. Одним из тех, кто начинал картину, был режиссер Леонид Пляскин, у которого, как утверждают знающие люди, был оригинальный подход к непростой теме. Теперь он фигурирует как соавтор сценария, а режиссером стал Максим Бриус, имеющий богатую сериальную биографию («Литейный, 4», «Чужой район», «Береговая охрана»).  Главную роль сыграла выпускница ГИТИСа, актриса Театра им. Вл. Маяковского Анастасия Мишина. Это ее дебют в кино. 

Уже с первых минут ясно, что в очередной раз нам выдали на-гора шаблонное кино. Счастливая Зоя танцует на выпускном, дарит первый поцелуй однокласснику, а завтра – война. Но мы имеем дело с эпохой безвременья, как водится в безликих сериалах с размытой типологией лиц, персонажами, напоминающими ряженых.  Лицо юноши, который уйдет на фронт и не вернется, погибнув в первые дни войны, нагримировано до одури. Все настолько фальшивое, что оторопь берет. 18-летняя Зоя добровольно отправится в диверсионно-разведывательный отряд,  а потом будет заброшена во вражеский тыл. Короткая жизнь оборвется 29 ноября 1941 года, когда она ее повесят. Таков путь первой женщины – героя Советского Союза. Перед тем, как отправиться на задание с бутылками зажигательной смеси во исполнение приказа Сталина «выгнать немцев на мороз», она увидит вождя народов, а он обратит на нее внимание. Почувствует сердце вождя, что перед ним будущая героиня. Таким Сталина мы еще не видели: тихий, мягкий, сердечный человек с добрыми-добрыми глазами. Почти как дедушка Ленин. Сталин в отличие от боевых командиров проявляет заботу о своем народе, который может пострадать в ходе военной  операции. Схваченная фашистами Зоя вступит в диалог с молодым немецким офицером. У австрийского актера Вольфганга Черни он – благородный красавец, беседующий о Ницше, сожалеющий о смерти Зои, ведь такие преданные идее люди нужны Рейху. Так русская девочка, изнасилованная и замученная немцами, взойдет на Голгофу. Каково будет все это увидеть тем, кто вносил свои пожертвования на создание фильма? В финальных титрах дан огромный список этих людей, от 5-летней девочки до 82-летней бабушки. 


КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ЗОЯ".


Еще к 50-летию Победы на «Ленфильме» выдающийся режиссер Семен Аранович начал снимать фильм «Агнец божий» о подвиге, подобном тому, что совершила Зоя Космодемьянская.  По его версии русскую девушку забросили к немцам для того, чтобы она была казнена, а ее смерть вызвала патриотический подъем в массах.  Часть отснятого материала производит сильнейшее впечатление, но фильм не удалось завершить в силу разных причин. Режиссер умер, а в архиве сохранились  пронзительные кадры с участием Олега Янковского и сестер Кутеповых.  

Подводя итоги фестиваля, председатель жюри игрового конкурса Николай Хомерики заинтриговал своим заявлением: из 11 конкурсных фильмов 10 ему понравились. Оставшиеся без наград участники могут только гадать, кто из них так разочаровал. «Белый снег» самого Хомерики, открывал «Окно в Европу», а теперь главная награда вручена якутской картине «Черный снег» 37-летнего Степана Бурнашева, режиссера-самоучки, как почти и все его коллеги из Республики Саха. Получив профессию информатика-экономиста, Степан снимал любительские фильмы, начиная с 2010 года. В «Черном снеге» почти половину экранного времени его герой-дальнобойщик, возивший в отдаленные районы Якутии паленую водку, проводит один на бескрайних заснеженных просторах. Машина ломается, он начинает ее чинить на морозе, рука застрянет под шиной, и придется долго выбираться из-под колес практически в режиме онлайн. Смотреть на это тяжело, физическая боль героя словно передается зрителю. Сюжет для якутского кино привычный -  и в реальности там постоянно кто-то исчезает, даже маленькие дети, а потом удивительным образом находятся. Снимали, как нам рассказал Степан Бурнашев, в непростых погодных условиях, когда температура с 15 градусов падала до 40. А история складывалась из множества реальных событий, которые удивительным образом в сценарии мифологизировались. «Черный снег» оценила и Гильдия продюсеров, вручив свой приз вместе с материальным подкреплением, что для малобюджетного якутского кинематографа подобно манне небесной. После «Кинотавра», где недавно победил якутский фильм «Пугало», это второе серьезное признание кинематографа, еще недавно существовавшего обособленно и  маргинально. 

Автор
СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе