Литература у нас так долго была в загоне, что образовался целый слой обывателей, бравирующих презрением к современным писателям. Мол, никто из них не Набоков, а всё никак не уймутся. Хотят получать за свою писанину деньги, да ещё и просят что-то у государства.
Поэтому профессиональный стандарт для писателей, проект которого опубликован на сайте Минтруда, предсказуемо вызвал множество насмешек. Оказывается, писатели не просто не хотят вымирать, но и норовят превратить своё непопулярное хобби в профессию. Может, им ещё пенсии начислять? Может, больничные листы выписывать?
По идее именно так оно и будет, когда стандарт утвердят. Значит, писатели должны быть довольны?
А вот и нет. Писатель привык быть вольной птицей, и сама мысль о том, что к нему будут предъявлять какие-то профессиональные требования, кажется кощунственной. В самом деле, что за требования такие: «находить интересные темы» или «использовать стилистическое и лексическое богатство родного языка»? Детский сад какой-то, вы ещё слюнявчик повяжите творцу.
Но особенно возмутил писателей, включая такого корифея, как Сергей Лукьяненко, тот факт, что теперь их обяжут иметь высшее образование. У Льва Толстого, например, не было диплома вуза. А Горький под «моими университетами» имел в виду совсем не прослушивание лекций и сдачу экзаменов.
Советская власть, с одной стороны, создала Литературный институт, где можно было получить диплом литработника, а с другой – призывала писателей идти в гущу жизни, учиться профессии не у доцентов, а у народа.
Разумеется, никакая бумажка с печатью не сделает человека писателем, а её отсутствие не закроет таланту путь к славе. Но профстандарт всё-таки не помешает, тем более что он не свалился как снег на голову, а стал результатом двухлетней работы. Его задача – не построить писателей по ранжиру, а закрыть очень конкретный пробел в нашем законодательстве. Сегодня человек не может работать писателем по трудовому договору, слова «писатель» не может быть в его трудовой книжке.
Здесь у меня как члена литературного цеха возникает вопрос. Есть в ОКВЭД код 90.03, к которому относится «деятельность писателей в жанре беллетристики, технической литературы и всех остальных жанрах». То есть сегодня, зарегистрировав ИП, вы можете работать именно писателем, а не, скажем, автором текстов. При этом никакого стандарта на такую работу нет.
Будет ли новый профстандарт применяться и к тем писателям, которые работают как ИП или самозанятые? Будут ли и их проверять на знание истории России и всеобщей истории или фольклора народов России и мира?
Проект профстандарта ещё будут дорабатывать, но ведь суть не в том, что именно там будет записано. Важнее иное: если писателем можно будет работать по найму, то кто будет нанимать писателей? Очереди из работодателей пока не видно. Рабочие места для мастеров слова ещё только предстоит создать.
Что это могут быть за места? Всем очень симпатична западная практика «поэтов при университете»; многие наши литераторы с удовольствием заняли бы должность загадочного чудака, который рассказывает студентам о своём экзотическом ремесле. А может быть, пригодится и «прозаик при банке»? Или «драматург при нефтяной компании»?
В СССР, например, писатель мог свести концы с концами, колеся по стране с лекциями от общества «Знание». Сегодня оно снова стало мощной организацией, но систематически привлекать литераторов к своей работе почему-то не хочет. К кому ещё обратиться за работой? Группа писателей «Союз 24 февраля» недавно предложила Минобороны взять литературу под своё крыло. Возможно, новое руководство этого ведомства лучше других понимает значение войны смыслов?
Писатель – это, вообще говоря, человек, у которого есть своя функция в народном организме. Это орган речи народа. Это тот, через кого народ говорит. Или, если сформулировать чуть скромнее, эксперт по языку.
Если писателю не отыщется места в обществе (более того – в экономике), то народ рано или поздно превратится в бессловесный субъект.
Словом, надо бы как-то повысить востребованность литературы в стране, которая когда-то считалась самой читающей в мире. Иначе принятие литературного профстандарта станет для писателя всего лишь приглашением на биржу труда.