В результате — большой скандал. Шумит Тбилиси: со слов Путина выходит, что миротворческой миссией Москвы он с самого начала прикрывал притязания на Южную Осетию и Абхазию. Реагирует и Медведев: нет, они созвонились, как он всегда говорил, вечером 8 августа. Иначе он выглядит лжецом. Но в любом случае один из них или заблуждается, или сознательно вводит публику в заблуждение.
К чему это все? Что это за таинственные документалисты, про которых не вытащить ни слова даже из фигурирующих в ролике генералов? Почему вдруг стало важно, кто, кому и когда звонил? Да и зачем вообще поминать минувшие дни? По одной версии, аппаратные противники Медведева примериваются к 2018 г. и хотят поссорить его с Путиным. По другой — снова раскол в тандеме.
Возможно, у Медведева есть враги. Возможно, Путин ревнует к своему товарищу — тот по-прежнему видит себя хозяином номер два и как ни в чем не бывало метит в будущем в президенты. Но это, конечно, не раскол в тандеме, а пародия на него. У Путина нет практической нужды воевать с Медведевым, у того сегодня проблемы с авторитетом, путинское доверие — вот весь его нынешний капитал. Медведев теперь Путину не соперник.
Однако ревизия медведевского правления налицо. Это последовательный и самоценный процесс. Сначала были повернуты вспять ориентиры — пусть модернизация была блефом, сегодня она отменена даже как символическое направление. Потом конкретные дела — и вот легким движением руки клевета возвращается в Уголовный кодекс. Дошла очередь до истории. Кесарю — кесарево: у единственной военной победы России в ХХI в. может быть только один герой.
На самом деле, это не первый случай. Год назад возвращение Путина было обставлено в ревизионистском духе — вдруг прозвучало, что решение было принято много лет назад, до президентства Медведева, и, следовательно, не зависело от его итогов. Таким образом, медведевское время было объявлено миражом и правящего тандема — в этой логике — не было никогда. Теперь тот же фокус, но уже с применением интернет-технологий: медведевской войны тоже не было. Была путинская.
Аналогии с вымарыванием фотографий и переписыванием учебников при Сталине напрашиваются сами собой, но разница в том, что сегодня это чисто мифологическая установка. Сталин сначала людей расстреливал, а потом брал в руки ластик. Вычеркнутый же из истории Медведев может делать карьеру — и даже, чем черт не шутит, когда-нибудь снова стать президентом, если так будет угодно его патрону.
Так какой у Путина план на будущее? Что он хочет делать, кроме того что править? Про это ничего не известно. Но это не значит, что Путин сидит без дела, — он занят устранением недоделок в ближайшем прошлом.
Автор — независимый журналист
Михаил Фишман
Ведомости