Николай Бурляев: Нужно вывести российскую культуру из сферы рыночных отношений

И обеспечить ей масштабную поддержку государства.

Ранее ЯРНОВОСТИ сообщали, что известный российский актер и режиссер Николай Бурляев, скорее всего, пойдет на выборы в Госдуму по списку «Справедливой России» от Ярославской области. В минувший четверг Николай Петрович стал почетным гостем нашей редакции.


Разумеется, говорили мы не только и не столько о политике: одной из главных тем беседы стала российская кинематография. Вернее — почему ее сложно назвать успешной, хоть с коммерческой, хоть с культурной точки зрения.

— Николай Петрович, буквально на днях стало известно, что российский фильм «Холоп» адаптируют в семи странах мира: в Мексике, Индии, Южной Корее, Японии, Испании, Польше и Франции появятся ремейки этой картины. Это уникальный случай, обычно наше кино не вызывает интереса за рубежом, но авторам «Холопа» удалось поднять общечеловеческую тему социальной справедливости. Наверное, поэтому фильм и вызвал интерес, согласны?

— Вы задали хороший вопрос, и отвечать на него будет приятно, потому что композитор фильма «Холоп» — мой сын. Он, по мнению топ-менеджеров различных каналов, сегодня является одним из лучших авторов музыки для кино. Его работы — это и «Т-34», и «Холоп», и «Салют-7», и фильм Феди Бондарчука «Притяжение», и «Мы из будущего».

В общем, во всех хороших фильмах музыка моего сына, и он меня приводит на все премьеры. С опаской, поскольку я правду всегда говорю. И про «Холопа» он говорил: «Не знаю, может, это не твое». Когда фильм закончился, я его спросил: «А почему ты сказал, что это не мое?». Это прекрасный фильм. После Гайдая это первая картина в таком жанре — без пошлости и о самом важном. Поэтому то, что Запад клюнул на все это, вполне закономерно.

Ведь Запад давно чувствует, что Россия — это особое место, поэтому интерес к нашей культуре был всегда. И «Холоп» это подтверждает. Кроме того, он и сделан технологически хорошо, профессионально, и — вы правы! — затрагивает общечеловеческую тему, которая для всех очень важна.

— А почему в России такие фильмы появляются крайне редко?

— Дело в том, что вся наша культура ориентирована с подачи Ельцина в неправильном направлении. В 1992 году он подписал закон, который запрещает государству как-либо вмешиваться в вопросы культуры. Этот закон и сейчас действует...

В 2014 году Владимир Путин подписал очень важный указ «Об основах государственной культурной политики»: она должна основываться на наших традиционных духовно-нравственных ценностях, должна аккумулировать все лучшее, что есть в нашей культуре, для передачи грядущим поколениям. Об этом указе Мединский (бывший министр культуры) говорил, что это «конституция» для Министерства культуры. Но эту «конституцию» ни Мединский, ни те, кто его сменили, не могут выполнить в полной мере.

К сожалению, в России и по сей день господствует идеология вседозволенности. Я помню свою беседу со Швыдким, когда он был министром культуры. Я его спросил: «Зачем вы поддерживаете все это безобразие? Все это современное искусство, где куры гадят на голову Льва Толстого?». Он мне ответил, как всегда, с улыбкой: «Пусть цветут все цветы...». Я говорю: «Но сорнякам зачем помогать!?». Тогда он мне указал на то, что в Конституции есть пункт об отмене идеологии, что ни одна идеология не может быть главенствующей в государстве. Но вседозволенность-то главенствует!

— Да, но если бы все было зажато жесткими рамками цензуры, не появились бы целые отрасли современного искусства. Граффити, например. Основная масса уличных «художников» — обычные хулиганы, но есть и люди, которые создают настоящие шедевры. Да, они выбирают для этого стены домов, но ведь они просто хотят, чтобы их произведения были доступны всем...

— А я, обратите внимание, и не говорю о том, что нужно все новое и необычное запретить. Я считаю, что та часть культуры, которая поддерживается государством, должна быть выведена из сферы рыночных отношений. К сожалению, кино, как и вообще все в нашей жизни, младореформаторы отправили в рынок. А не все можно туда отправлять. Атомную бомбу, например, нельзя — это оружие. Но ведь и экран — тоже оружие, духовно-стратегическое. Недаром в Америке Пентагон вкладывает огромные деньги в кинопроизводство.

Помню, я пришел к Мединскому, когда он был министром, и рассказал, что Патриарх благословил меня создать фильм о Сергии Радонежском. Вы поддерживаете? Ответ министра — сделайте блокбастер, экшн о Куликовом поле. Вот на что ориентированы все эти ребята!

— Пожалуй, вы правы, но тот же «Холоп» — это живой пример того, что хороший фильм, затрагивающий вечные ценности, может быть коммерчески успешным. Даже суперуспешным — кассовые сборы перешагнули отметку в три миллиарда рублей. С другой стороны, если вспомнить картины Андрея Тарковского, с которым вы много работали вместе, то их нельзя назвать ни кассовыми, ни коммерческими в принципе. Великие фильмы — да, но они бы никогда не окупились...

— По поводу «никогда» не соглашусь. Сегодня все кинопроизводство ориентировано на кассовый успех в первый уик-энд. Это порочная практика. «Андрей Рублев» Тарковского не имел успеха в первый уик-энд, он был положен на полку на семь лет. А потом он вышел и за 50 лет перекрыл все кассовые рекорды!

На этом фильме воспитывались поколения. Они открывали историю России, узнавали, кто такой Андрей Рублев... Благодаря этому фильму, возможно, канонизировали вскоре Андрея Рублева. Многие люди в церковь впервые пришли благодаря этому фильму! Не надо ждать тут же прибыли, надо рассчитывать на вечность.

— Вы много говорите о Церкви, о вере... Сегодня в России складывается весьма неоднозначная ситуация: верующие хотят, чтобы открывались новые храмы, чтобы православие распространялось повсюду, но мы при этом остаемся светским государством, так что не всем это нравится. Где баланс?

— Как говорил Достоевский, быть русским — это быть православным. Конечно, навязывать мы это не можем. Сейчас столько попсы развелось, про которую нам говорят, что это звезды, это супер. Но это все отомрет. А останутся те, кто был с Богом, кто творил чудеса и был полезен Отечеству. И я говорю это детям, у меня их пять: в чем цель жизни человека? Не в том, чтобы нахапать — туда, в иной мир, мы ничего не возьмем. Голые пришли — голые уйдем.

Много было гениев в России, подвижников — Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Суворов, Кутузов, Нахимов. Поэты Державин, Ломоносов, Пушкин, Лермонтов. Писатели Достоевский, Толстой, Чехов. Музыканты Рахманинов, Глинка, Свиридов. Кино — Бондарчук, Шукшин, Тарковский. Много гениев в России, а Россия одна. И цель — послужить Господу и России. Останутся только те, кто разделяет эти ценности.

— За этим и идете в Госдуму?

— Мне трижды предлагали, и я трижды отказывался. В разные годы, разные партии, но я тогда не был готов. Сейчас я накопил опыт. Я был сопредседателем Общественной палаты Союзного государства пять лет, заместителем председателя общественного совета Минкультуры, членом Патриаршего совета по культуре...

Почему я выбрал партию «Справедливая Россия»? Я знаю Сергея Миронова очень давно. Я к нему пришел, когда мне нужна была помощь для проведения фестиваля «Золотой витязь». Тридцать лет нас пытаются замолчать, принизить, не дают денег, а мы все равно развиваемся. Когда я пришел к Сергею Михайловичу (он тогда был председателем Совета Федерации), он понял, чем я занимаюсь, и сказал — я вам подключу всю Россию. И он помог развернуть это по всей стране, вывел наш форум на государственный уровень. Это первое.

Второе. С депутатом Государственной Думы Анатолием Грешневиковым мы дружим, наверное, лет сорок — познакомились еще до того, как он избрался в Думу. Он в 1996 году инициировал строку в государственной бюджете для нашего кинофорума «Золотой витязь». Мы сломали тогда сопротивление Госдумы, Говорухина, которому я давал премии, а он выступил против нашего кинофорума. Мы объяснили, что это не пьянка у Черного моря, а единственное соборное место здоровых сил. С подачи Грешневикова депутаты проголосовали «за».

И самое главное! Это единственная партия на моем веку (а я уже 74 года живу, многое видел), которая первым пунктом своей программы сделала культуру. Понимаете? Сначала — культура, а потом уже социальная политика, международные отношения и другие вопросы. Поэтому, все взвесив, я понимаю, что я это поддерживаю. И если я войду в состав Думы и буду в комитете по культуре, я смогу многого добиться. Ради наших детей, ради будущего России.

Автор
ЯРНОВОСТИ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе