Непоследовательный Кудрин

Кудрин разразился мрачными прогнозами относительно экономики России. Правда, за последний год он уже в третий раз меняет свои суждения. Эксперты считают, что такая непоследовательность является следствием неправильной методики макроэкономического анализа и статистики в стране.

Вице-премьер Алексей Кудрин снова стал пессимистом. Он предрек России тяжелые годы: банкротства компаний, волатильность на денежном рынке, нехватку ликвидности, сокращение числа банков и рост безработицы. «Следующий год будет не легче текущего», – заявил вице-премьер во вторник на международной конференции Внешэкономбанка. В 2010 году, по его словам, будет зафиксирован рост ВВП России лишь благодаря предыдущему сильному падению.


После некоторого улучшения обнаружится, что «не все пузыри сдулись», предостерег Алексей Кудрин академиков, выступая на Российском экономическом конгрессе в понедельник. «„Плохие” долги еще существуют. Безработица медленнее, но растет, мировая торговля медленнее, но падает», – пояснил он. По его словам, дно кризиса будет «растянутым». 

«Сейчас предприятия стремятся войти в свой коридор издержек, выйти из убытков в рентабельность, все пытаются улучшить производительность и снизить издержки, но не у всех это получится», – констатировал Кудрин. «Рынок сокращается, мест на рынке стало мало, не все пройдут этот сложный период в ближайшие один-два года», – считает министр. «Нам надо ожидать сложностей с балансами как предприятий, так и банков, – сказал он. – Мы понимаем, что пока ситуацию несколько „прикрыли”, но „плохие” балансы еще скажут о себе». 

Кудрин также опасается оттока капитала из России. Он подчеркнул, что наша страна в глобальной экономике пока остается слабым звеном на рынке капитала. Как только страны Европы и США начнут увеличивать ставки рефинансирования, развивающиеся рынки, в том числе российский, могут потерять часть капитала, предупредил министр финансов. По его словам, платежный баланс России, валютный курс, а также фондовые индексы будут подвержены волатильности. «Мы будем испытывать эту волатильность и на наших фондовых индексах, и на нашем платежном балансе, и на нашем валютном курсе», – заявил он в ходе конференции Внешэкономбанка. 

По мнению вице-премьера, антикризисные меры, принятые правительством, в ряде случаев даже усугубили ситуацию. Например, те фискальные меры, которые были направлены на поддержку российской экономики, могли привести к созданию ряда рисков. «Мы, может быть, создали некие зоны, которые мы до сих пор не видим, рисков, связанных с этой ликвидностью», – отметил он. 

Недоволен Кудрин и укреплением рубля. По мнению министра, укрепившийся рубль способствовал «снижению нашей конкурентоспособности, конкурентоспособности нашей внутренней экономики». «Мы допустили самое глубокое укрепление валюты из стран „большой двадцатки”. Это первый, главный признак нашей (сырьевой) зависимости», – сообщил вице-премьер. При этом Кудрин убежден, что необходимо было сильнее девальвировать рубль, чем это было сделано в начале кризиса. «Меры, которые мы приняли, были половинчатые», – сказал он. В качестве примера для подражания Кудрин привел Китай, который в кризис только укрепил свои позиции на мировом рынке и держал под контролем юань. 

За последний год Кудрин уже несколько раз менял свой взгляд на кризис. Летом 2008 года она называл Россию «островком стабильности». В апреле 2009 года предрек пятидесятилетнюю рецессию, а в начале нынешней осени сообщил, что Россия уже выходит из кризиса.

«Кудрин, конечно, очень непоследователен в своих высказываниях, но сейчас я готов в большей степени разделить его пессимизм, – сказал „Эксперту Online” собеседник в Минэкономразвития. – Пока официальные прогнозы МЭР не меняет (последние официальные прогнозы на будущий год увеличивают ВВП на 3%), однако неофициальная позиция более пессимистична – рост ВВП может составить 0%. Как была неопределенность относительно дальнейшего развития событий в экономике, так она и остается. Потребительский спрос не восстанавливается, экономика не кредитуется, серьезного оживления частного сектора не происходит. Опасение вызывает еще и то, что антикризисные программы (не только в России) носят краткосрочный характер, и самая интенсивная их часть приходится на текущий год».

Сотрудник Высшей школы экономики Владимир Бессонов считает, что перемены настроения Кудрина связаны с отсутствием в стране адекватной экономической статистики и методов ее анализа. «Неправильно анализировать текущую ситуацию к аналогичному периоду прошлого года. Используются суррогатные индикаторы, примитивная техника анализа. Нет нормальных данных, и мы не умеем ими пользоваться. Из-за этого нашему руководству и экономистам и мерещится вторая волна кризиса и так далее. Это большая проблема экономической науки и сообщества», – говорит Бессонов и вспоминает, что после начала восстановления экономики в конце 1998 года прошло девять месяцев, прежде чем о выходе из кризиса заговорили власти. «Сейчас лаг уже сократился – с начала подъема прошло полгода», – отмечает экономист. По его данным, рост продолжается и не прерывается, хотя он и не очень активный, и говорить о том, что следующий год будет плохим, неправильно. «Но Кудрин правильно обратил внимание на то, что следует развивать свой финансовый рынок, а не зависеть полностью от Запада», – отмечает Бессонов.

Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе