Минкультуры оценит стоимость театральных зрителей

К 2017 году театры будут финансироваться на основании количества проданных билетов.
Минкультуры России разработало новую систему формирования госзадания с учетом побилетного финансирования. 
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов


Согласно нововведению, сумма, выделенная театру государством, будет зависеть от количества проданных билетов. Система будет протестирована в 2016 году и полноценно заработает в 2017 году, когда будет введена единая электронная система продажи билетов. Сейчас основными показателями госзадания для театра являются количество показов спектаклей и новых постановок.

С помощью новой системы, поделив сумму финансирования на количество проданных билетов, Минкультуры сможет узнать, во сколько каждому театру обходится один зритель. В случае если в каком-то из федеральных театров этот показатель будет высоким (то есть зритель обходится дорого), учредитель сможет потребовать от дирекции повысить посещаемость спектаклей или внебюджетное финансирование.

Замминистра культуры Александр Журавский сказал, что переход на побилетное финансирование не будет резким для руководителей учреждений.

— К сегодняшней системе финансирования есть ряд вопросов, потому что у разных учреждений, вполне сравнимых по площади, размеру сцены и количеству зрительских мест, разный бюджет. Давно сложился сметный подход, когда деньги выделяются отдельно на коммунальные платежи, гастроли, постановки и зарплату. Такая система является результатом случайных, ситуативных решений, принятых в прошлом, и ее необходимо унифицировать, — пояснил Александр Журавский.

По мнению замминистра, новая система позволит стимулировать театры к увеличению продаж билетов.

— Театр не должен быть пуст, он должен быть полон. Сейчас совершенно непонятно, почему постановка в одном театре, которая по всем техническим характеристикам совпадает со спектаклем в другом театре, в разы отличается по посещаемости. Такие вещи должны быть проанализированы и приведены к единому знаменателю. Чем больше билетов продает театр, тем больше сумма компенсации от государства, — заявил Александр Журавский.

Средства, сэкономленные за счет отстающих по посещаемости театров, в будущем планируется распределять между учреждениями, перевыполнившими «план по зрителям».

Директор Театра классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва Иван Василёв считает, что далеко не всем театрам подходит эта система формирования госзадания.

— Наш театр вообще не вписывается ни в эту, ни в предыдущую систему: мы — единственный театр Минкультуры, у которого нет своей сцены. То есть мы не сможем отчитываться по количеству билетов, поскольку постоянно арендуем другие театры, где разное количество мест. Очень часто мы сами не знаем даже, какое количество билетов у нас продано. Но к нам новая система будет относиться всё равно. Сейчас же мы отчитываемся по количеству показанных спектаклей на стационаре, хотя стационара у нас нет. И это несправедливо: получается, что все наши спектакли — гастрольные, то есть мы несем большие затраты по сравнению с театрами, которые показывают на стационаре и могут четко планировать количество спектаклей в год, — сказал Иван Василёв.

Директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум отметила, что переход на новую систему госзадания носит скорее формальный характер.

— В принципе переход на побилетное финансирование критического значения не имеет: можно брать за единицу финансирования спектакль, можно — одного зрителя. Сейчас госзадание рассчитывается индивидуально для каждого театра: кому-то дают деньги на большее число спектаклей, кому-то — на меньшее. Если будет так же и со зрителями происходить, то в принципе значения это не имеет. Просто у каждого театра будет своя стоимость зрителя. Самый принципиальный вопрос заключается в том, будут ли введены когда-нибудь так называемые групповые нормативы для всех театров — то есть единая стоимость одного зрителя. Серьезная унификация показателей опасна хотя бы потому, что у театров разная вместимость зрительного зала. У нас зал на 700 мест. Понятно, что у нас есть определенный порог: даже если посещаемость будет 100%, больше определенного числа зрителей мы обслужить не сможем. А у другого театра может быть 900 мест и больше, — сказала директор РАМТа.

Ранее «Известия» писали, что летом 2016 года Минкультуры планирует начать подключение театров и музеев к автоматизированной системе учета продажи билетов. Система должна обеспечить ведомство достоверной информацией о посещаемости и кассовых сборах. По итогам анализа данных Минкультуры собирается разработать программу повышения показателей за счет оптимизации стоимости билетов и развития дополнительных каналов их продажи.

Данные будут доступны на специальном интернет-портале — по аналогии с системой аналитики сборов кинотеатров ЕАИС («единый кинобилет»), запущенной Минкультуры в 2009 году. Информацию планируется систематизировать по разным показателям. Например, можно будет посмотреть, сколько одиночных посетителей или групп побывали в музее за определенной период (за месяц, неделю или выходные), сколько для них было проведено экскурсий, сколько билетов продали школьникам, студентам или инвалидам. Отдельно можно будет запросить данные по количеству посещений иностранными гражданами или гражданами РФ. Также будет доступна информация о том, каким образом покупался билет: в кассе, с помощью терминала, расположенного в музее, на официальном сайте или через распространителей.
Автор
Олег Кармунин, Ольга Завьялова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе