Коллективный конкурент Путина

На дворе почти 2018-й, а самой многообещающей альтернативой действующему президенту академические околовластные антигосударственные круги по-прежнему считают Навального.

То есть лучше никого нет. Или, если говорить прямо — «годных вариантов» нет вообще.

У меня есть версия, почему так. Как представляется, оппозиционные идеологи находятся в плену самонаведённой иллюзии, согласно которой общество действительно делится на 86% лоялистов и 14% оппозиционеров.

На деле уместнее говорить о 100-процентной лояльности. Ибо практически все жители страны рассматривают положение в ней как выносимое. Просто часть их — те самые 14% населения, находящиеся якобы вне путинского консенсуса — наряду с жизнью в Путинской России, работой в Путинской России и обустройством в ней жилья и будущего для своих детей — ещё и выражают на словах её неприятие.

И поэтому настоящая альтернатива действующему президенту даже этим меньшинством не востребована. В этом смысле исключительно точным автопортретом данного меньшинства является строчка из ныне забытого сатирического стиха одного из ярких его представителей Д. Быкова: «Мы дяди самых честных правил, мы поколение зимы. Хотим, чтоб кто-то нами правил, но чтобы против были мы».

Поэтому сделаем смелое и парадоксальное предположение.


 Настоящий конкурент В.В. Путину и уловному «путинизму» – с высокой вероятностью будет не против В.В. Путина и не против всего, что В.В. Путин олицетворяет. Более того: он по определению не будет состоять из одной фигуры.

 
Действенной и перспективной конкуренцией В.В. Путину и созданной им системе станет, напротив, набор непримиримых друг к другу набор ультра-путинистов. Каждый из которых будет одновременно выражать глубокую лояльность главе государства и отстаивать — максимально конфликтным образом — какое-нибудь из завоеваний путинской стабильности.

Доказательства того, что «дробление путинизма на кучу наследий» возможно в принципе — мы уже наблюдаем. Пока что в довольно маргинальных формах — защищаемые религиозные активисты с весьма расширенным представлением об оскорблении своих чувств сцепились с как бы оппозиционной, но в действительности (см. выше) лояльной и обласканной миллиардами рублей творческой прослойкой; известный личной преданностью руководителю страны глава региона внезапно выступил перпендикулярно позиции МИДа по делу далёкого зарубежного конфликта.

Так вот: «если бы я был вражеской закулисой», то я, конечно, не стал бы лепить перед выборами-2018 очередного неизвестно кого, чтобы получить на выходе жалкие несколько процентов. Если бы я был вражеской закулисой — я готовил бы целый набор «общественных диадохов», которые поголовно поддержат В.В. Путина на предстоящих выборах и одновременно будут качать конфликты друг с другом по всем конфликтным трещинам, сшивание и купирование которых как раз и обеспечивается фигурой президента.

А поскольку вряд ли в реальной вражеской закулисе сидят одни только дураки — то нас ожидает в ближайшие годы, скорее всего, целый набор радикал-путинистов. Один из которых будет безудержно отстаивать интересы сложившихся элит против уравниловки и наследия совка (и обещать всюду цифровизацию и интернет вещей), другой — права обедневших трудящихся против зажравшейся элиты (и призывать снести всю чиновную и околобюджетную присосавшуюся нечисть), третий — чувства верующих (против распоясавшихся деградантов), четвёртый — права регионов (против зажравшегося, опять-таки, центра). И так далее.

В сущности, именно так, с непримиримой борьбы за улучшение существующего путём нагнетания невыносимости и призывов срочно избавиться от ужасных сторон жизни, и стартовало уничтожение предыдущей государственной матрицы страны в 1980-х.
Каждый «улучшатель путинизма», взятый отдельно, будет, конечно, крошечным по сравнению с В.В. Путиным. Однако спустя шесть лет они смогут рассчитывать на то, что бороться им придётся уже не с супертяжеловесом, а друг с другом.

И тогда — у них будет шанс на то, что сам по себе «путинизм» корродирует и растворится.

…Впрочем, у государства тоже есть впереди шесть лет. И если за этот период оно сумеет трансформировать стабильность в развитие — путём включения активного большинства граждан в макро-проекты, национальные и транснациональные, в рамках общеевразийских планов — то гипотетический проект «стаи преемников и продолжателей» провалится.

Остаётся на это надеяться.

Автор
ВИКТОР МАРАХОВСКИЙ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе