Готовится новая концепция культурной политики за рубежом

НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева предлагает отказаться от господдержки дней культуры и фестивалей в других странах.
НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева готовит концепцию государственной культурной политики за рубежом. 
Экспозиция Российской национальной выставки в Париже в 2010 году.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

По мнению специалистов, объемы бюджетной поддержки проведения фестивалей, гастролей и дней России за рубежом имеет смысл пересмотреть. Ученые отмечают, что творчество многих коллективов, представляющих иностранцам русскую культуру, зачастую «противоречит традиционным российским ценностям».

В первую очередь сотрудники института предлагают поддерживать и популяризировать памятники выдающимся соотечественникам, архивы эмигрантов, музеи русского искусства по всему миру.

— Чиновники долгое время не проявляли должного интереса к российскому культурному наследию за пределами страны. Притом что оно огромно, — говорит руководитель Института наследия Арсений Миронов. — Сейчас Министерство культуры наконец-то меняет подход — политика должна быть основана на цивилизационном подходе. Все объекты культурного наследия русского мира за рубежом — это наше наследие. И никакого значения не имеет, что эти объекты формально не принадлежат Российской Федерации, что юридически это собственность иных государств. Это наследие русской цивилизации, а значит, наследники — мы. Именно мы должны следить за тем, в каком состоянии могилы на Сен-Женевьев-де-Буа, в какой сохранности землянки, батареи и позиции защитников Шипкинского перевала, не разрушается ли памятник Ушакову на Корфу и т.д. Мы должны проводить наши выставки и фестивали, от которых мы ни в коем случае не должны отказываться, не абы где, а в местах, напрямую связанных с нашей культурой.

По заказу Министерства культуры Институт наследия готовит многотомную энциклопедию культурного наследия русской цивилизации за рубежом. Анализ богатого фактического материала, собранного в ходе подготовки этого издания, станет основой при подготовке концепции.

Среди объектов, которые уже сейчас могут и должны быть включены в информационный, образовательный и туристический оборот, специалисты называют Музей русского искусства в Миннеаполисе, кафедральный собор во имя святителя Николая в Нью-Йорке, собор Александра Невского в Париже, музей «Дача И.С. Тургенева» в Буживале, Национальный музей Библейского послания Марка Шагала в Ницце, русский кафедральный православный собор Воскресения Христова и Мемориальный музей В.В. Леонтьева в Токио, дом П.И. Чайковского на виа Сан-Леонардо во Флоренции и другие памятные места по всему миру.

Специалисты института критически относятся к нынешней культурной политике РФ за рубежом. В настоящее время, по их мнению, государственная культурная политика работает на то, чтобы бюджетные средства тратились на выезды определенных групп людей на гастроли за рубеж.

«При отборе исполнителей/коллективов/проектов, отправляемых за рубеж в рамках культурного диалога, не оценивается ценностное содержание. В результате зачастую иностранцы знакомятся с произведениями, противоречащими традиционным российским ценностям», — пишут эксперты. Кроме того, ученые из Института наследия отмечают, что «при отборе зарубежных исполнителей/коллективов/проектов, выступающих перед российской аудиторией, не оценивается ценностное содержание» их творчества.

После принятия новой концепции предполагается анализировать ценностную картину мира, проникновение смыслов и символов, связанных с восприятием России, российской культуры и истории в каждой конкретной стране. Подготовленный в Институте наследия проект Концепции государственной культурной политики за рубежом будет направлен в Министерство культуры РФ.

Член Общественного совета при Министерстве культуры и французского Центра русского языка и культуры Константин Ковалев-Случевский отметил значимость этой стратегии и предложил создать специальную комиссию, в ведении которой будут находиться памятники русской культуры за рубежом.

— Это очень хорошая инициатива, потому что последние 80 лет все плевать хотели на это дело. Проблема в том, что многие памятники культуры находятся в других юрисдикциях. Например, собор Александра Невского в Париже относится к Константинопольской церкви, а никак не к Московскому патриархату, — сказал он  «Известиям». — Понятно, что целый ряд памятников, связанных в первую очередь с первой волной русской эмиграции, приходит в упадок. Дело в том, что потомки либо ассимилировались, либо вернулись обратно в Россию, а новая, так называемая четвертая, экономическая волна эмиграции никак не заинтересована в сохранении памятников. Необходимо составить список и создать специальную комиссию при Минкультуры, которая будет отслеживать состояние нашего наследия. Выкупить виллы, где жили Бунин и Горький, и организовать там музеи? А почему нет? Главное, чтобы были неравнодушные люди вроде Алишера Усманова.

Ведущий научный сотрудник Государственного Дома-музея П.И. Чайковского, доктор искусствоведения Полина Вайдман поддерживает позицию Института наследия, но считает, что важнее развивать проекты на территории России.

— Конечно, это замечательная идея, но нужно действовать с точки зрения науки и расставлять приоритеты. Если мы говорим, например, об имении «Сенар», где жил Рахманинов, то оно не имеет той значимости, которой обладает музей-усадьба в деревне Ивановка Тамбовской области. Это выдающийся памятник, но там до сих пор нет шоссейных дорог и туда трудно добираться. Главные произведения Рахманинова были созданы именно в Ивановке, — сказала Вайдман «Известиям».

Елена Полянская, заведующая музеем И.С. Тургенева в Москве, рассказала, что российские филиалы взаимодействуют с хранителями «Дачи И.С. Тургенева» в Буживале, однако поскольку музей частный, ему необходима поддержка из России.

— Если речь идет о кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, безусловно, российская сторона оказывает финансовую поддержку. А вот что касается «Дачи И.С. Тургенева» в Буживале, то сейчас это несколько обособленный от России музей, — отметила Елена Полянская. — Насколько я знаю, он пока не получил во Франции государственный статус, хотя попытки были. Поэтому ответственность за экспонаты несут сотрудники. В этом плане важно следить и помогать этому музею на государственном уровне.

Ранее НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева предложил новые критерии оценки эффективности государственной культурной политики. По мнению ученых, система оценки деятельности государства в сфере культуры должна основываться не на количестве проведенных мероприятий, а на качественных критериях. Оценивать эффективность новой государственной культурной политики предлагается при помощи системы социологических опросов и статистических данных.
Автор
Олег Кармунин, Эдвард Сержан
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе