Фактор Путина

Владимир Путин уникален хотя бы потому, что в течение десяти лет, минувших со дня его избрания президентом России, он остается важнейшим фактором российской политики. Из менеджера, нанятого нацией, он к середине второго срока своего президентства превратился в национального лидера - и до сих пор сохраняет этот не требующий формализации, но опирающийся на беспрецедентное доверие статус. За десять лет Путину пришлось последовательно давать ответ на три общественных запроса: на порядок, на стабилизацию и на развитие.

Вторжение боевиков в Дагестан и теракты в Москве, государственные финансы на грани банкротства и социальная ситуация на грани взрыва - такой была для Путина точка отсчета. В "нулевые" его политика "умиротворения" и "концентрации ресурсов", конечно, осуществлялась в весьма благоприятных внешнеэкономических условиях. Однако исчезновение этих условий, а затем и резкое ухудшение конъюнктуры не привели ни к параличу власти, ни к исчезновению "фактора Путина".


Путин - настоящий консерватор. Ведь суть консерватизма - не в "консервах" (Черчилль), а в способности находить и артикулировать идеи и ценности, которые позволили бы сохранить общество не "вообще", а именно в данных обстоятельствах. И - в способности действовать, а не говорить о том, что предстоит сделать в неопределенном будущем.

Многочисленные и разнообразные, долговременные и ситуативные решения по преодолению кризиса должны были сложиться в единый курс. Но такое сложение никак не могло быть арифметическим: надо было выбрать приоритеты. Именно Путину удалось сформулировать единое антикризисное послание правящей элиты. "Единое" - значит консолидирующее позиции руководства исполнительной власти, правительства, парламента, администраций субъектов федерации, "Единой России".

По инициативе Путина и под его жестким контролем правительство разработало антикризисную программу, в результате осуществления которой социальные последствия кризиса оказались несопоставимо малы по сравнению с 1991 или 1998 годом. Главными приоритетами стали соблюдение публичных обязательств перед населением и стимулирование внутреннего спроса. При этом впервые за долгие годы антикризисная программа правительства сочетала в себе черты политического манифеста ("7 приоритетов"), ясно определенных направлений работы кабинета и детальной сметы.

Кризис явно затухает, хотя по-прежнему заметен в социальной сфере. И победителем кризиса в восприятии общества стал Владимир Путин. Но дело не только в восприятии. Это, собственно говоря, так и есть.

Возникновение в обществе запроса на развитие хронологически совпало с электоральным циклом 2007-2008 годов и началом экономического кризиса. Запрос на развитие был сложен и сам по себе. Однако в условиях, когда нужно было практически одновременно с ответом на него обеспечить институциональную преемственность власти и выработать эффективный антикризисный курс, он становился проблемой почти неразрешимой. Это была точка невозврата - если бы Путину не удалось дать ответ на запрос развития, он был бы обречен на уход из российской политики.

Однако Путин дал на него системный ответ. Он обозначил курс на модернизацию и сформулировал основные положения "Стратегии-2020". Он возглавил работу по реальному преодолению кризиса. Наконец, главный ответ Путина на запрос развития носит фамилию Медведев.

Модернизационный курс Владимир Путин сформулировал на расширенном заседании Госсовета в начале 2008 года. Превращение экономики из сырьевой в инновационную, новая роль в мире, 50-60% населения, относящегося к среднему классу, - эта его "целевая рамка" сохраняет актуальность и сегодня. Модернизация - экономическая, социальная, политическая - стала стержнем национальной повестки дня именно благодаря Путину.

Президент Дмитрий Медведев развил и детализировал модернизационный курс, заявленный Путиным. Его статья "Россия, вперёд!" стала манифестом модернизации, а последнее послание Федеральному собранию - дорожной картой. Правящий тандем премьера и президента стал уникальной системой, продемонстрировавшей свою эффективность в самых разных ситуациях.

В эпоху постмодерна политический имидж не может быть монолитным, сакральным, он должен постоянно меняться - для того, чтобы в каждый конкретный момент соответствовать общественным ожиданиям. Те, кто обвиняет Путина в том, что он управлял страной "по опросам", просто не понимают сути политики эпохи постмодерна. Как сказал известный французский политолог о де Голле, "будучи верным традиции, он беспрестанно ее обновлял, всю целиком, и прежде всего свой стиль и политическое содержание". В этом - весь Путин.

Он всегда интересовался состоянием общественного мнения и значительно корректировал имидж, политический стиль и даже содержание политики в зависимости от мнения граждан. Например, так произошло в период монетизации льгот, когда его рейтинг резко пошел вниз. Восприимчивость Путина к настроениям общества помогла в достаточно короткие сроки сломать негативный тренд доверия - кривая вновь пошла вверх. Путин, как никто, чувствует настроения большинства. Он всегда слушал большинство, прислушивался к нему и проводил политику в интересах большинства. Прежде всего поэтому он и сегодня остается естественным лидером "путинского большинства", национальным лидером.

План Путина - прежде всего политический проект, инициированный "Единой Россией". Об этом говорил и сам Путин. Однако со временем проект обрел плоть и кровь. Более того, и сегодня страна развивается в основном в соответствии с концептами этого плана, сформулированными Путиным. Такова национальная модель демократии (плюс акцент - дополнительные гарантии меньшинству). Такова полуторапартийная система (плюс акцент - модернизация правящей партии и рост политической конкуренции). Такова ставка на крупные корпорации (плюс акцент - при условии их эффективности). Такова экономика инноваций (плюс акцент - начало создания реальных инновационных центров). Такова борьба с коррупцией (плюс акцент - усиление контроля за бюрократией и реформа МВД). 

В конце марта в Красноярске стартует цикл из 8 межрегиональных конференций правящей партии. На них ожидаются выступления Владимира Путина. "Единая Россия" нашла оригинальную технологию мобилизации правящей элиты и населения вокруг национального лидера.

Эта мобилизация отнюдь не сводится к предвыборным целям, хотя, конечно, решает их. Только Путин может превратить "путинское большинство" в модернизационное большинство - точнее, оно само может эволюционировать подобным образом только вместе с Путиным. Это серьезная, долгосрочная задача. Впрочем, Путин не раз демонстрировал, что его "горизонт планирования" действительно широк. В любом случае этот горизонт охватывает и 2011, и 2012 годы.

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе