Чем ближе, тем хуже

Эта заметка – не полемика с кем бы то ни было, а лишь предложение взглянуть на происходящее немного по-другому - политически, а не аппаратно. Господин Белковский исходит из того, что короткий парламентский кризис был срежиссирован в администрации президента с целью оказать давление на кого-то из "Единой России", может быть даже, чтобы снять Юрия Лужкова с его должности. Или же для того, чтобы создать замену "Справедливой России". Вариантов много и уже одно это свидетельствует о том, что инсайдерской информации нет.

Упоминание о судьбе Юрия Лужкова очень похоже на то, что озвучивают в последнее время прикремлевские журналисты. До выборов они говорили про него: "Политическое пространство столицы он зачистил полностью. Москва – тоталитарная столица нетоталитарной страны". После выборов всерьез рассуждают о том, что теперь есть повод наконец снять Лужкова с его должности.


А на мой взгляд, теперь есть повод наградить Юрия Михайловича за неоценимый вклад в становление однопартийной системы в России. В прошедшее воскресенье не только в Москве, но и по всей России были проведены испытания различных – в зависимости от особенностей политической местности – моделей установления однопартийной системы. Вплоть до применения силовых методов, как в Дербенте. Испытания в целом прошли успешно. Обычный механизм цветной революции – массовые выступления граждан против махинаций власти на выборах – в России не работает. 

Бойкот сначала тремя, а на данный момент двумя партиями думских заседаний – это и есть вся российская цветная революция. Если она потерпит поражение, будет открыт путь к окончательному установлению однопартийной системы и тоталитарного государственного устройства. Естественно, во главе с Владимиром Путиным, независимо от того, будет ли он формальным президентом или же неформальным национальным лидером, чей мандат будет подтверждаться 120-процентным голосованием за "Единую Россию" на всех уровнях власти. 

Для всех остальных думских фракций это означает, что в их услугах более не нуждаются. Причем – таковы парадоксы тоталитаризма – хуже всего будет тем, кто ближе всего был к власти. Партии с иной, нежели у всех остальных, ценностной ориентацией уже не допущены в Думу и никого не беспокоят. Представительство коммунистов можно законсервировать на уровне Московской городской думы. А вот деловые ребята из ЛДПР и "Справедливой России", которые всерьез полагали, что с ними будут делиться, безусловно главные враги. И их не спасет то, что они первыми вернулись в Думу. 

Ошибочным был бы вывод о том, что происшедшее на выборах и после них негативно скажется на легитимности однопартийной системы. Тут действует другая логика – тоталитарная. Логика силы, а не права. В глазах всего мира голод начала тридцатых годов и последовавший за ним террор свидетельствовали о слабости советской власти, о внутренней нестабильности. Но для самой власти это были важнейшие способы самоутверждения.

Так и нынешняя власть укрепляется не в переговорах и компромиссах, а в политическом хамстве. Мне кажется даже, что если депутаты-коммунисты откажутся от трех своих мандатов в Мосгордуме, городской парламент все равно начнет работать, наплевав на собственные законы. 

Тоталитаризм – а именно он возвращается в Россию – силен тем, что его оценивают не по его критериям, ждут от него логики цивилизованной власти. В эту ловушку попадали и будут попадать многие. Тоталитаризм силен и тем, что близость к власти – единственный способ социального продвижения, но и самый короткий путь к могиле. И то, что именно такой режим устанавливается в нашей стране, мне стало ясно не после этих выборов, а после встречи писателей с Путиным. Когда на следующий день появилась издевательская публикация о них на сайте "Молодой гвардии "Единой России".

И все логично: писатели полезли к кормушке – ведь именно так трактуется их поведение в тоталитарной логике. Да и содержание беседы с премьером дало повод для подобной интерпретации. 

Личностная стратегия – вот что становится самым главным и самым острым вопросом. В свободном обществе абсолютное большинство людей политикой не интересуется. Устанавливающийся в России политический режим лишит их этой роскоши, хотя он уже давно насаждает аполитичность, консьюмеризм, попсу и гламур. И этим тоже силен тоталитаризм, вроде бы заменяющий политическое аппаратным (с чего я и начал эту заметку), а на самом деле политизирующий все обыденное и повседневное.

Дмитрий Шушарин

Грани
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе